26 августа 2018, 17:17

Летняя студенческая школа завершила работу на Соловецких островах

Соловецкие острова. Сергей Бобылев/ ТАСС
Соловецкие острова
Свои проекты представили участники из Москвы, Петербурга и Архангельской области - химики, физики, юристы, культурологи, IT-специалисты, урбанисты, социологи, историки и филологи

АРХАНГЕЛЬСК, 26 августа. /ТАСС/. Летняя студенческая школа, в которой принимали участие студенты из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга, завершила работу на Соловецких островах. Об этом ТАСС сообщила руководитель проекта, заместитель директора интеллектуального центра - научной библиотеки Северного Арктического федерального университета Светлана Тюкина.

"Сегодня мы с Соловков добрались до Кеми, вечером садимся на поезд. Это была пятая летняя студенческая школа на Соловках, четвертая совместно с Высшей школой экономики. От САФУ в ней участвовало 42 человека и 18 от ВШЭ из Москвы и Санкт-Петербурга. Защита проектов и подведение итогов школы состоятся в середине ноября", - сказала Тюкина.

Поэзия и новый маршрут на Соловках

В работе школы принимали участие химики, физики, юристы, культурологи, IT-специалисты, урбанисты, социологи, историки и филологи. "У филологов уже подготовлен макет книги "Волны времени. Антология соловецкой поэзии", группа IT уже сделала для нее иллюстративный ряд. Главы будут называться волнами по временным периодам: волна один и так далее", - сказала собеседница агентства.

Социологи провели исследование среди тех, кто приезжает на Соловки на сезонные работы. "Это экскурсоводы, строители, те, кто работает в магазинах, - пояснила руководитель школы. - Они уточнили, сколько людей приезжает на сезонные работы, с каким образованием, из каких городов, как ассоциируют себя с архипелагом, что знают о Соловках".

Группа историков-урбанистов из ВШЭ разработала проект нового экскурсионного маршрута до Реболды (крупный монастырский хозяйственный и транспортный комплекс, в настоящее время сезонный поселок сборщиков водорослей). "Там есть памятники как монастырского времени - часовня, так и времен лагеря - узкоколейка, а также природные памятники - небольшие дамбы. Соловецкий музей-заповедник уже выразил заинтересованность включиться в работу", - отметила Тюкина. По ее словам, разработчики маршрута планируют доработать проект информацией из архивов, в том числе Москвы и Петербурга.

Группа инженеров-архитекторов провела фотофиксацию всех зданий поселка Соловецкий. "Они будут делать визуальный сводный анализ архитектурного вида зданий, их классифицировать и определяться с общей канвой архитектурного облика поселка", - пояснила руководитель школы. Группа физиков сделала интерактивную модель сухого дока для судов. "Сделана 3D-модель, это поможет, например, экскурсоводам лучше разбираться, как работал сухой док", - сказала Тюкина.

Экология и развитие Соловков

Большой блок был посвящен исследованиям антропогенного загрязнения почвы, воды и растительного покрова. "Было взято много проб, они будут обрабатываться уже на Большой земле. Пробы были взяты у мест, которые посещаются туристами, например, у Филипповских садков, переговорного камня. Дополнительно местные жители попросили взять пробы питьевой воды", - отметила Тюкина.

Со студентами провел встречу председатель совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Михаил Фрадков. "Студенты всех групп смогли задать вопросы по их проектам, узнать его видение развития Соловков", - сказала Тюкина. Также с участниками школы провели дискуссию полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. "Их больше интересовало, что участники школы думают о развитии Соловков, кто должен быть определяющим в развитии: монастырь, музей, местная власть - была дискуссия", - рассказала собеседница агентства.