11 сентября 2018, 07:00
Статья

Медики в сложной жизненной ситуации. Как незрячий бизнесмен развивает массажный центр

Алексей Бобров руководит двумя центрами лечебного массажа в Ставрополе. И сам гендиректор, и его сотрудники — инвалиды по зрению. Предприятие успешно работает уже восемь лет и даже расширяется
Dimas Ardian/ Getty Images

Это первый предпринимательский опыт Алексея Боброва. Центр с незрячими и слабовидящими массажистами открылся в Ставрополе в 2010 году. "Начало нам дал Анатолий Алексеевич Донцов, он является руководителем краевого отделения Всероссийского общества слепых. Пригласил меня и говорит, что есть пустующее помещение под аренду, свободные массажисты, которые имеют соответствующее образование", — рассказывает Алексей.

"Такое вот уникальное торговое предложение"

"Выглядит просто: все есть, тебе ничего не надо делать. Ничего подобного. Основная задача — привлечение постоянного потока клиентов. Мне важно, чтобы у каждого, кто стоит за мной, была работа и зарплата, чтобы мы избежали проблем, которые часто связаны с большинством предприятий для инвалидов — низкая производительность труда, неполная занятость, плохие условия труда", — говорит Алексей.

В штате у предприятия десять постоянных сотрудников, все с инвалидностью по зрению. Есть еще много работников на аутсорсинге — они занимаются обслуживанием сайта и социальных сетей, уборкой и другими попутными делами. "Основной стереотип — что мы взяли кабинет, привели туда инвалидов, научили их: вот здесь делайте слева направо, а здесь — справа налево, и они работают, — объясняет предприниматель. — Это в корне не так. У нас работают специалисты с медицинским образованием, подготовкой, которую не всегда осваивают люди с хорошим зрением. По факту у нас работают медики, попавшие в сложную жизненную ситуацию".

По словам Боброва, слабое зрение или вовсе его отсутствие делает массажиста особенным специалистом, такое вот уникальное торговое предложение. "Высокая чувствительность рук, благодаря чему есть возможность ощущать мелкие изменения в структуре мышц, разные асимметрии положения костей скелета, мышц. Более обостренные чувства к изменению температуры того или иного участка".

Предприниматель соглашается: сложности при трудоустройстве инвалида по зрению, да и любого другого инвалида есть, хотя и рабочие места существуют. Проблема неоднозначна: есть настороженность и со стороны работодателей, и со стороны самих работников. В пример Алексей приводит одну из ярмарок вакансий, куда он пришел, уже будучи бизнесменом.

"Я начал подходить к одному из стендов. Когда они меня увидели, сразу объявили: у нас нет вакансий для инвалидов. А вообще-то вопрос у меня был по добровольному медицинскому страхованию: нужно было узнать предприятия в регионе, которые используют эти полисы, поскольку мы по ним бесплатно оказываем медицинские услуги. Но когда я увидел такую реакцию, махнул рукой", — поясняет Бобров.

Бизнес и ничего личного

Другое дело — готовность к работе самих людей с инвалидностью. "Бывает много нюансов, есть люди с иждивенческой позицией, есть психологические сложности. Да элементарный путь до работы для одного человека не представляет сложностей, а для другого прогулка по улице представляет трудность", — отмечает предприниматель.

Алексей говорит, что, конечно, у слабовидящих есть сложности в работе. Например, даже лекторам или сотрудникам колл-центра рано или поздно придется столкнуться с необходимостью заполнять бумаги, составлять отчеты. Современная компьютерная техника позволяет с этим справиться. И сам Бобров, и его сотрудники работают ежедневно без каких-либо послаблений — добираются до работы, пользуются общественным транспортом, заполняют документы.

"Хотя гендиректор может этого избежать, — смеется предприниматель. — Если серьезно, то бухгалтерия у нас на аутсорсе. Что касается печатных документов, то я просто фотографирую их и распознаю с помощью специальной программы на телефоне, я владею компьютером. Это решает многие вопросы. Сегодня вычитку и составление документов можно проводить и без зрения".

Предприниматель рассказывает, что модель создания совершенно особых условий для инвалидов с подвозом на работу и обратно, предоставлением социального работника для их малого бизнеса не подходит — слишком много дополнительных затрат. "Были у нас сотрудники, которые акцентировали внимание на инвалидности, давили на жалость. Мы с ними уже не работаем. Мы берем людей, которые любят и хотят работать", — резюмирует генеральный директор.

Человек, мечты и цели

Первый предпринимательский опыт Алексея Боброва можно назвать успешным — ему удалось заинтересовать клиентов и открыть второй массажный центр, привлечь на это грант регионального минэкономразвития. Бизнесмена и его дело отмечали премиями на российском и региональном уровне. "Все-таки мы работаем уже восемь лет, а это весьма хороший срок. В разных городах такие предприятия открывались, часто закрывались, а мы работаем. Я люблю эту работу, где-то получается, где-то не очень, но все это время — практически без выходных, такой график у любого бизнесмена", — говорит он.

Расширения ради масштаба предприниматель не планирует. Считается, что в одном центре нецелесообразно ставить больше трех массажных столов — не будет загрузки. В одном из районов Ставрополя у предприятия уже поставлен четвертый стол, идет разведка, изучение рынка: стоит ли расширять второй центр, открывать третий.

"Тут вопрос в том, что если я беру человека в команду, то я в определенной мере несу за него ответственность. Я понимаю, что у него есть свои мечты, цели, финансовые и нефинансовые обязательства. Если ты сказал человеку, что у него будет работа, то ему нужно эту работу обеспечить", — поясняет предприниматель.

Надежда Колосова