Когда-то вездеход НАТИ-В сделали специально для экспедиции "Северный полюс — 1" (СП-1) под руководством Ивана Папанина. Наличие такой машины на базе, где готовился штурм Северного полюса, — еще один штрих к портрету полярника, который старался в своих экспедициях предусмотреть все до мелочей. "Про Папанина можно было сказать: домовитый и хозяйственный, — говорит начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгений Ермолов. — Он понимал, что они туда едут надолго и помощи ни от кого ждать не придется. И тех же продуктов он старался с собой как можно больше взять".
Коровья туша и бочонок коньяка
Ермолов рассказывает, что начальник экспедиции запасал и мясо, и свежий хлеб, хотя это вроде как и не по рангу было. "Когда они садились в Холмогорах, он притащил тушу коровы, чтобы у полярников было свежее мясо. Он припас бочонок армянского коньяка, причем не 40-градусного, а 45-градусного, свежего хлеба набрал. Он был как радушный хозяин и широкой души человек".
О транспорте для перевозки грузов в экспедиции руководитель тоже подумал. В принципе можно было обойтись и тракторами. "Сначала там грузы возили на собаках, но ими много не повозишь. Были еще трактора, — объясняет Евгений Ермолов. — Но трактор не слишком маневренный, а нужно было что-то мобильное и скоростное".
В итоге трактора использовались для транспортировки самолетов, а НАТИ-В перевозили все остальное, в первую очередь топливо с берега от точки разгрузки на ледовый купол.
И вот теперь эти машины решили вернуть с самого северного острова страны, острова Рудольфа, и отреставрировать. Для этого вездеходы с архипелага Земля Франца-Иосифа сначала судном Севгидромета "Михаил Сомов" привезли в Архангельск, затем доставили в Петербург.
Непредсказуемая Арктика
"Нет-нет-нет, давайте ничего не будем говорить и загадывать — все настолько непредсказуемо! — просил перед началом рейса "Сомова" руководитель проектов Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин. — Сможет ли вообще судно подойти к острову Рудольфа?.."
Действительно, до последнего было непонятно, получится ли группе высадиться и тем более забрать машину. "В этом году в Арктике очень часто туманы, во время тумана высаживаться ни на лодке, ни вертолетом нельзя", — объясняет начальник рейса Алексей Бараков.
Поэтому до последнего было непонятно, получится ли подойти к самому северному острову России, удастся ли высадить группу. "И забрать машины — это тоже не минутное дело, а их еще надо было подготовить к транспортировке", — Бараков в Арктике работает давно и хорошо представляет, насколько быстро там меняется погода.
Собрать все детали
Участников экспедиции забросили вертолетом на остров Рудольфа заранее. Судно еще шло от острова Хейса на север, а группа уже начала работать. Нужно было не просто подготовить машины к транспортировке — привязать тросы, но и собрать все детали: вездеходы были в полуразобранном виде. "Детали пришлось собирать в радиусе двух километров практически. Мы рассчитывали на худшее по комплектации, но на одну машину нашли почти все, скомплектовали на 95 процентов: нашелся блок-двигатель, есть коробка передач, гусеничные ленты, — участник экспедиции, эксперт-консультант по отечественным грузовикам Вадим Матвеенко выглядит довольным. — По второй значительно хуже — ее в свое время разобрали варварским способом. Передний мост мы нашли, двигателя остатки. И раму нашли, но совсем в другом месте. Ее еще в 1940-е годы переделали на прицеп, она вморожена в лед, и вытащить ее не представлялось возможным".
Подгоняемая туманом, экспедиция максимально быстро подготовила уникальный груз к транспортировке. А дальше дело было за вертолетом. Алексей Бараков вспоминает, что вертолет слетал туда-обратно семь или восемь раз за какой-то час. "Между ушедшим туманом и следующим стартанули и полетели. Такелаж был заведен, детали автомобилей приподняты от земли, не приморожены, чтобы вертолет мог работать безопасно. Очень быстро все происходило, и людей вертолет забрал уже на исходе погоды".
Машина выглядит на современный взгляд немного странно: передняя ее часть на колесах, а задняя — на гусеницах: получается такой полугусеничный-полуколесный гибрид, который, впрочем, неплохо себя зарекомендовал в самых жестких условиях, какие только можно придумать для техники в стране.
НАТИ-В создали и привезли на остров Рудольфа в 1936 году. "Эти машины уникальные. Не первые, конечно, полугусеничные вездеходы в СССР — на тот момент уже были попытки, и четыре единицы предшественников этих машин работали в Арктике в экспедициях Урванцева (Николай Урванцев — исследователь Арктики — прим. ТАСС) на островах Комсомольской Правды, на Таймыре, — рассказывает участник экспедиции Вадим Матвеенко. — Это были НАТИ-3. С учетом, как они отработали, с полученным опытом их модернизировали и выпустили НАТИ-В".
И машина, и трибуна
Вездеходы использовались не только для доставки грузов, но и, например, в качестве трибуны на первомайской демонстрации. "В Арктике постоянно надо ждать погоды, самолеты ждали вылета с острова Рудольфа, и экспедиция там находилась 1 мая. А это практически священный день, и неважно, что это далекий арктический остров, на нем тоже проходила первомайская демонстрация. И вездеход использовали как трибуну. Есть снимок: на машине стоит Шмидт и выступает, а на бортике вездехода сидит Папанин и ждет своей очереди", — рассказывает Евгений Ермолов. "Да, такой вот броневик Арктики", — вспоминает эти снимки Матвеенко.
Еще одна известная фотография — на которой Иван Папанин кормит медвежонка. "Если присмотреться, то на заднем плане стоит не что иное, как вездеход НАТИ", — Ермолов говорит, что если внимательно рассматривать снимки 1937–1938 годов с острова Рудольфа, то эти незаменимые машины можно увидеть на многих.
Остались даже воспоминания водителей этих арктических транспортных средств. "Они были изданы в 1940 году, — поясняет Вадим Матвеенко. — Книжка так и называется — "Автомобили и вездеходы на острове Рудольфа", издавал ее Главсевморпуть. Там даже прописано, сколько километров в день они проезжали. Вообще это фантастика, как они там ездили! Если машина глохла на морозе и в течение трех минут не заводилась, положено было сливать воду из двигателя, потому что не было охлаждающей жидкости. Только потом, когда экспедиция Водопьянова прилетела на поиски Леваневского, у них было несколько бочек антифриза, и они поделились с водителями. Конечно, это очень облегчило работу".
Когтеточка для белых медведей
Вездеходы на острове Рудольфа еще и проходили испытания. В итоге к 1938 году усовершенствованная конструкция стала основой для серийного автомобиля. "В 1939 году их начали серийно выпускать под маркой ГАЗ-60, там уже был стальной двигатель. Их было выпущено около двух тысяч, — Матвеенко говорит, что особенно активно эти новые машины использовались во время советско-финской войны и в начале Великой Отечественной. — Но судьба их плачевна: к концу войны они сохранились в единичных экземплярах, их по местам сражений находят, но это жалкие останки. Мне известна только одна машина ГАЗ-60, про которую можно сказать, что она примерно в такой же комплектации, как привезенный нами НАТИ-В".
И эксперты из Санкт-Петербурга, и специалисты "Русской Арктики" говорят, что машины с острова Рудольфа не просто единичные экземпляры — их можно считать символом героического освоения Арктики. "Там все было на острие технологий, — подчеркивает Ермолов. — Это была передовая техника, и если бы не эти вездеходы, папанинцам пришлось бы намного тяжелее".
"Это конкретные исторические автомобили, связанные с освоением нашего Севера, которые вошли в историю, — уточняет Матвеенко. — И они не брошены разрушающиеся в Арктике, они прибыли на Большую землю и будут отреставрированы. Это кусочек героической истории освоения Арктики, который надо показывать людям".
Как говорит руководитель экспедиции Борис Машенькин, при реставрации постараются сохранить обе машины, причем со всеми "арктическими отметинами". О корпус одного из вездеходов, например, точил когти белый медведь, и следы отчетливо видны. "Одна машина, скорее всего, останется как есть, а вторая будет новодельная процентов на 70, но она будет ходовая. По крайней мере, мы постараемся", — пояснил Машенькин.
Реставрация будет сложной и может занять несколько лет. После этого арктические вездеходы будут выставлять в Санкт-Петербурге и Архангельске.
Ирина Скалина