8 НОЯ, 07:30

Седан "баклажан". Что такое "Чеченавто" и собирают ли там до сих пор "Приору"

В мае 2008 года с конвейера в Аргуне сошли первые два автомобиля ВАЗ-2107, а в 2011-м завод перешел на выпуск Lada Priora. Сегодня в Чечне собирают 6 тысяч автомашин в год

В Чечне есть свой автопром. Он появился десять лет назад в городе Аргун на базе полуразрушенного завода "Пищемаш". Предприятие назвали "Чеченавто". Какие машины здесь собирают и как молодежь Северного Кавказа отнеслась к снятию с производства Lada Priora — в материале ТАСС.

Первая "семерка"

На дорогу от Грозного до Аргуна уходит примерно 20 минут. Нас встречает Казбек Товсултанов — заместитель гендиректора "Чеченавто". По пути в автосборочный цех он показывает на пустующий постамент — еще недавно здесь стояла вазовская "семерка", с которой предприятие начало свою историю.

"Первый договор с "АвтоВАЗом" предусматривал сборку седьмой модели. Тогда, в мае 2008 года, с конвейера сошли первые два автомобиля ВАЗ-2107, после чего началось массовое производство этих машин. Эту "семерку" мы скоро вернем на место, просто решили немного почистить, обновить", — рассказывает он.

По словам Товсултанова, "Чеченавто" — больше социальный проект, чем коммерческий. "В послевоенный период, когда рассматривали разные варианты возрождения промышленности Чеченской Республики, было решено сделать основной упор на три отрасли — электроэнергетика, туризм и автопром. Сегодня здесь работают 254 человека, это почти все местные ребята. Для Аргуна это хорошая поддержка экономики города", — объясняет он.

Тоска по "Приоре"

Несколько лет "Чеченавто" выпускал популярную на Северном Кавказе Lada Priora. Ее производство "АвтоВАЗ" решил прекратить нынешним летом. В Аргуне перешли на сборку этой модели в 2011 году, выпускали до 6 тыс. автомобилей в год.

"К решению "АвтоВАЗа" наш народ отнесся отрицательно. Много было огорчений, возмущений, особенно у молодежи. По их словам, это была единственная достойная модель. Вот и вы приехали к нам сегодня на "Приоре". Почему ее особенно полюбили? У нас горные районы в основном, и эта машина себя оправдала в этих условиях. Я сам не один год ездил на ней, Lada Priora выносливая, легкоуправляемая", — перечисляет Товсултанов.

На работе "Чеченавто" снятие с производства Lada Priora почти не отразилось. Этот завод является внешней сборочной площадкой "АвтоВАЗА" и реализацией автомобилей не занимается. "Нас даже не особо интересует стоимость комплектующих: в договоре предусмотрены все затраты — зарплаты, накладные расходы, налоги, амортизация. Для меня главное, чтобы завод работал, да и модели должны усовершенствоваться. Нельзя зацикливаться на одном и том же", — считает он.

Четыре комплектации "Гранты"

В цехе сборки Казбек подводит к новенькой Lada Granta в новой комплектации FL. "В данный момент у нас собирается четыре комплектации "Гранты". Это самая новая, мы экспериментально сделали уже шесть машин. Автомобиль претерпел небольшие изменения, они есть в коробке, панели приборов, в заднем и переднем бамперах. По техническим характеристикам он более усовершенствованный, в целом чуть изменен внешний вид", — показывает Товсултанов.

Всего на конвейере помещается 70 автомобилей, средний дневной объем — до 45 машин, средний годовой — до 6 тыс. Это не максимальная загрузка, поэтому на предприятии четырехдневная рабочая неделя.

"Мы можем делать 10 тыс. автомобилей в год в одну смену, но продажа ограничена из-за экономических соображений. На 2019 год подписанный утвержденный объем тоже составляет 6 тыс. машин. Сейчас ведутся переговоры с "АвтоВАЗом" с привлечением Министерства промышленности и торговли РФ, чтобы поднять эту цифру хотя бы до 8 тыс.", — рассказывает он.

Приглашенный спец в декрете

На "Чеченавто" есть специальные комнаты для совершения намаза. На каждую молитву отводится до 20 минут, на это время конвейер останавливают. В цехах можно встретить женщин, они в основном заняты на вспомогательных работах — в мойке, малярке, техотделе.

"Все сотрудники предварительно проходят обучение в корпоративном университете в Тольятти. На это уходит примерно месяц, каждого потом проверяют ведущие специалисты "АвтовВАЗа". Нареканий по качеству нет. Единственный приглашенный на постоянной основе специалист из Тольятти — маляр Кристина. Правда, и она сейчас в декретном отпуске, вышла замуж за местного, через месяц ждем ее", — улыбается Товсултанов.

Завод оснащен современным оборудованием и в соответствии с растущими требованиями "АвтоВАЗа" по техническому соответствию регулярно проходит дооснащение. По словам Товсултанова, приоритет в работе с "АвтоВАЗом" — качество производства, поэтому действует несколько уровней контроля. В углу можно заметить отдельный небольшой пустующий цех. Здесь год назад организовали площадку для сборки экспериментальных моделей первого чеченского армейского вездехода "Чаборз".

"Работа шла с привлечением ведущих инженеров из Москвы. Содействие в приобретении комплектующих у "АвтоВАЗа" оказывал "Чеченавто". Серийный выпуск этих машин было принято перенести в Гудермес, в Российский университет спецназа, мы больше судьбой этого проекта не занимались. А наш главный технолог был приглашен туда на работу. Мы рады, что подготовили такого специалиста", — говорит Товсултанов.

Замороженные проекты

Изначально планы по развитию чеченского автомобилестроения были куда масштабнее, но помешал экономический кризис 2014 года. Нереализованным остался проект по строительству автомобилей полного цикла и проект по производству автокомпонентов. Отложены планы по созданию особой экономической зоны "Аргун — Черкесск — Ставрополь", в которую должны были войти новое предприятие "Юг-Авто" и "Чеченавто".

"Здесь рядом даже два завода под этот проект снесли. Предусматривалось производство китайских автомобилей полного цикла, до 200 тыс. машин в год, создание до 11 тыс. рабочих мест, крупный был проект. За Черкесском было обучение кадров и оборудование, за Ставрополем — подготовка проектно-сметной документации, мы рассчитывали на налоговые преференции", — рассказывает Товсултанов.

В Аргуне надеются на разморозку этих планов, но будущее свое связывают исключительно с "АвтоВАЗом". "Таких предприятий автосборочных, как мы, на Северном Кавказе больше нет. А "АвтоВАЗ" очень надежный партнер и останется нашим основным стратегическим партнером. Лично мне нравится, куда движется наш отечественный автопром", — говорит он.

Марина Шеина

Читать на tass.ru
Теги