САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 ноября. /ТАСС/. Второй этап кругосветной экспедиции на парусной яхте "Елизавета" пройдет в 2020 году в Антарктиде, а затем ее участники проследуют по пути великих русских путешественников через Тихий и Северный Ледовитый океаны и вернутся к Енисею, замкнув кольцо экспедиции. Об этом рассказал в пятницу на пресс-конференции в петербургском пресс-центре ТАСС командор экспедиции, вице-президент Ассоциации полярников России и член Российского географического общества (РГО) Алексей Логинов.
Первый этап экспедиции в составе шести человек состоялся летом 2017 года: "Елизавета" стартовала из Красноярска, прошла по Енисею, затем по Северному морскому пути и прибыла в Санкт-Петербург. Всего планируется пять этапов экспедиции общей протяженностью 31 тыс. морских миль: Европейский - Трансатлантический - Американский - Антарктический - Тихоокеанский - Восточно-Арктический.
"Планируем стартовать следующим летом, выйти из Кронштадта, из Балтийского моря спуститься к Африке, к Канарским островам, и затем принять участие в трансатлантической гонке ARC-300, которая проходит каждый год в ноябре. Будет интересно попробовать свои силы и посоревноваться с другими лодками, посмотреть, как мы можем конкурировать. Дальше планируем уйти на юг, к Антарктиде, ребята обязательно настаивают на антарктическом этапе. А дальше - по маршрутам великих русских путешественников", - рассказал командор.
По его словам, участники немного задержались со вторым этапом экспедиции: во время первого похода корпус яхты показал себя безупречно, а внутренние технические вещи - от снабжения водой, топливом до рулевого управления - потребовали серьезных переделок. Экспедиция волонтерская, участники переделывают лодку сами, поэтому вынуждены были перенести старт второго этапа на 2019 год.
Как пояснил капитан яхты Александр Павлов, дойти до Антарктиды планируется в 2020 году, а оттуда по Тихому океану пройти через те места, где оставили след русские мореходы. "Второй этап экспедиции планируем завершить в Енисее, чтобы замкнуть кольцо кругосветки. Четкий маршрут окончательно не проложен, нужно прежде изучить обстановку в Тихом океане, циклоны и тайфуны", - рассказал капитан.
Находка в Красноярске
"Сейчас никого не удивишь кругосветными экспедициями, ходят все. Наша идея - не просто кругосветка, а побывать в полярных районах, пройтись маршрутом великих русских мореплавателей, которые на протяжении сотен лет открывали новые места, проходили через сложнейшие и труднодоступные регионы, по которым и современные-то суда ходят с большим трудом", - пояснил Логинов.
Для этого нужна была специальная лодка. Найти ее удалось в Красноярске, куда во время Великой Отечественной войны было перемещено много производств из Ленинграда. В экспериментальном цехе одного из оборонных предприятий в свое время был изготовлен корпус из специфической стали. Когда завод распался, местные предприниматели корпус вывезли, чтобы он не пропал, и изготовили из него большой парусник-крейсер. Назвали "Елизаветой" в честь дочери одного из энтузиастов. Поначалу "Елизавета" участвовала во многочисленных крейсерских регатах на Красноярском водохранилище, затем яхту выкупили полярники и подготовили ее к экспедиции, рассказал командор.
Уроки Арктики
Капитан судна рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться на первом этапе. "Неожиданно мы оказались в условиях севера без связи, хотя внутренне были к этому готовы. Нет связи, прогноза погоды, укрытых бухт, берегового промера, некуда встать и укрыться от шторма. Но мы интуитивно и с Божьей помощью всегда успевали укрыться, когда настигал циклон - либо в Харасавэе [вахтовый поселок на Ямале], либо на Вайгаче [остров на границе Баренцева и Карского морей] - по пальцам пересчитать можно места на севере, где парусной яхте реально можно пройти в циклон. Это было для нас неожиданное препятствие", - рассказал капитан.
Особые трудности, по словам капитана, встретились при прохождении маршрута вдоль полуострова Ямал: сильный ветер нагнал с Новой Земли ледовые поля, вдоль которых пришлось лавировать "Елизавете", проплывая мимо дрейфующих на льдинах белых медведей. В этом же месте экспедицию накрыл мощный циклон с порывами ветра до 40 м в секунду. Позже яхтсменам пришлось самостоятельно вытаскивать 20-тонное судно с грузом с мели - других судов поблизости просто не оказалось. "Но везде, где мы не вставали, нас радушно встречали местные жители, бескорыстно предлагали помощь: в этом особенность северян - по-другому в этих местах просто не выжить", - добавил Павлов.
По следам первых мореходов
Как отметил один из участников похода, начальник берегового штаба экспедиции Иван Тупицын, многое в этом путешествии символично: идею о необычной стальной лодке полярникам подсказал потомок адмирала Ивана Крузенштерна Алексей Крузенштерн. В Красноярске же похоронен один из руководителей первого русского кругосветного путешествия Николай Резанов. "В 2020 году будет отмечаться 200-летие с момента открытия Антарктики и 250-летие со дня рождения Ивана Крузерштерна. Мы специально к этим датам не подгадывали, так совпало", - сказал Тупицын.
Есть в экспедиции и научная составляющая, в ходе первого этапа похода участники отбирали пробы воды. На втором этапе планируется продолжить экологические исследования, а также сравнить показания Глонасса с данными зарубежных станций, добавил он.
Фотографии и видеофильм о первом этапе экспедиции можно посмотреть в Российском государственном музее Арктики и Антарктики, где в пятницу открылась фотовыставка об этом походе. Она проработает до конца декабря, уточнил командор Логинов.