Каждая премьера в этом театре становится событием не только в России, но и за рубежом, а постановки — одна за другой — получают престижные премии. О феномене театра оперы и балета с исключительно классическим репертуаром, которому удалось превратиться в известный почти во всем мире авангардный "Урал Опера Балет", рассказали корреспонденту ТАСС директор и художественный руководитель театра.
Новая классика
Каждый год на сцене — российские и мировые премьеры, многие из которых — "Граф Ори" Россини, "Сатьяграха" Гласса, "Пассажирка" Вайнберга, "Греческие пассионы" Мартину — ставятся на российской сцене впервые. При этом наряду с экспериментами в репертуаре театра всегда есть канонические, хорошо известные и любимые публикой постановки — оперы Моцарта, Верди, Вагнера, Чайковского, Римского-Корсакова.
"Каждый мировой театр сегодня развивается в разных направлениях. Взять, к примеру, Metropolitan Opera, где авангард соседствует с классикой. В этом смысле наш театр вписан в контекст современных оперы и балета, а моя главная проблема как директора — найти баланс между экспериментальными спектаклями, которые отвечают запросам критиков и искушенной публики, и каноническими постановками", — рассказывает директор театра Андрей Шишкин.
В этом году "Урал Опера Балет" в очередной раз завоевал Национальную театральную премию "Золотая маска". Балет "Пахита" получил специальную премию музыкального жюри — "За лучшее событие в Год Мариуса Петипа".
"Пахита" — одна из тех постановок, в которых известная всем классика оказалась удачно вписана в новый контекст. Адаптацией балета Мариуса Петипа под запросы XXI века занимался худрук театра Вячеслав Самодуров. Он придумал не только танец, но и предложил новые сценические решения и необычный для балета реквизит — кофейный автомат, телевизор и даже бутерброды в пластиковых упаковках.
"Мы работали с сюжетом и музыкой так, как посчитали это возможным в XXI веке. Мне было бы неинтересно смотреть "Пахиту" XIX века, и вам тоже", — объясняет Самодуров.
Всего на счету екатеринбургского театра сегодня 16 национальных наград. Ранее престижной театральной премии удостоились оперы "Сатьяграха", "Пассажирка", балеты "Вариации Сальери", "Цветоделика", "Ромео и Джульетта" и другие.
Мировая известность
Важным шагом на пути к мировой известности стал ребрендинг. В 2018 году, когда театру исполнилось 106 лет, он получил новое имя — "Урал Опера Балет" — и обновил айдентику. Благодаря новому стилю бренд театра удалось вписать в мировой контекст.
"Мы все стараемся быть открытыми миру, иметь англоязычное название театра, буклета, сайта. Мы все хотим, чтобы нас узнавали за границей. Для этого нам было нужно компактное название, которое одинаково бы звучало и на английском, и на русском", — объясняет Шишкин.
В начале апреля театр громко заявил о себе на международном уровне. Съемочная группа французского телеканала Mezzo провела прямую трансляцию спектакля — обладателя "Золотой маски" "Ромео и Джульетта". Балет в постановке Вячеслава Самодурова увидели жители 60 стран мира.
"Это было первое событие такого масштаба в Екатеринбурге. Для театра это большой шаг, поскольку это шанс заявить о себе за пределами России, на международном уровне. Мы счастливы осознавать, что театральный продукт, который мы выпускаем здесь, в Екатеринбурге, неординарен, выбивается за пределы стандартного и поэтому высоко востребован", — говорит худрук.
Сотрудничество театра и телеканала продолжится и в следующем сезоне. Прямая трансляция "Пахиты" на Mezzo запланирована на осень.
"Ромео и Джульетта" и "Пахита" — визитные карточки театра. Благодаря этим постановкам зрители увидели "перезагрузку" труппы, смогли посмотреть на нее с разных сторон: труппа показала, что может танцевать как сложную в исполнении классику, так и современные интерпретации", — говорит балетный критик и помощник художественного руководителя театра "Урал Опера Балет" Богдан Королек.
Урал Опера
Эксперименты в театре начались в 2011 году. Тогда в нем впервые поставили оперу Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" в современной интерпретации.
В спектакле использовали уникальное оборудование: подвесную платформу в виде качелей, передвижные устройства и, наконец, три гигантских апельсина. Оперная труппа театра летала над сценой и, как говорили зрители, перемещалась "со скоростью света".
"Когда я пришел в театр, то понимал, что он не может оставаться таким, каким был 100 лет назад. И мы начали экспериментировать с оперой "Любовь к трем апельсинам". Я вдруг понял, что для того, чтобы передать ощущение пространства и времени, не обязательно рисовать деревья в масштабе один к одному. Для этого есть много других, более современных художественных методов", — вспоминает Шишкин.
Эксперименты продолжились во время постановки "Граф Ори". Екатеринбургский театр искал оперный материал, который выделил бы его на фоне других театров страны, и выбор пал на малоизвестную, но (по признанию критиков) одну из лучших опер Россини. До сих пор "Граф Ори" можно увидеть только в "Урал Опера Балет".
"Граф Ори" — важная для нас постановка. После нее на театр стали обращать внимание российские и зарубежные критики. Они писали, что "в театре прорыв", что "театр стал интересным", в нем стали появляться "иные подходы" к подаче сценического материала", — сказал Шишкин.
Самым неоднозначным экспериментом театра "Урал Опера Балет" стала "Сатьяграха" — первая опера американского композитора Филипа Гласса на российской сцене. В опере не было последовательного сюжета, повествование шло на санскрите, но тем не менее "Сатьяграха" быстро стала популярной среди уральской публики. Постановка идет в театре пять сезонов, за это время ее сыграли более 40 раз.
"Когда мы ставили эту оперу, то понимали, что зрители еще не готовы к таким экспериментам. Некоторые приходили в кассы и спрашивали: "Кто такой Махатма Ганди? Сын Индиры Ганди? У вас тут что, будут индийские танцы?" Мы удивлены, что опера была горячо воспринята публикой. Во время каждого показа был полный зал. Зрители передавали друг другу, что в театре идет необычная постановка, на которую обязательно нужно сходить. Так нам удалось всколыхнуть зрителей, которые до этого относились к театру как к чему-то консервативному", — вспоминает Шишкин.
Еще одним экспериментом, который был горячо встречен публикой, несмотря на кажущуюся сложность, стала опера "Пассажирка". "Трудно, страшно, но сходить надо", — говорили зрители. События спектакля разворачиваются во времена Второй мировой войны и спустя 15 лет после ее окончания. Главная героиня — немка Лиза — плывет на корабле в Бразилию и вдруг замечает пассажирку — одну из заключенных Освенцима. В военное время Лиза работала там надзирательницей.
"Я исполняю роль Кати, девушки, которую убивают вместе с другими героями. Переживать эту сцену мне каждый раз психологически тяжело, потому что я понимаю, что все это было на самом деле. Я рада, что, несмотря на сложность постановки, каждый показ проходит при полных залах", — рассказывает актриса театра "Урал Опера Балет" Ольга Тенякова.
Урал Балет
В то же время экспериментальные постановки стали появляться и в балете. Одна из последних премьер — "Вальпургиева ночь" с хореографией Джорджа Баланчина. Это первая постановка в России в сотрудничестве с нью-йоркским театром Баланчина. До этого легально "Вальпургиеву ночь" в стране никто не ставил.
"Не могу описать гордость, которую я испытал, глядя на балерин, когда они вышли на сцену: раскрепощенные, свободные, полные энергии. Премьера балета "Вальпургиева ночь" прошла с аншлагом, билеты на все четыре показа были распроданы в считаные дни, что еще раз подтверждает, что Екатеринбург — очень театральный город", — вспоминает Самодуров.
Ранее театр выпустил одноактные балеты Cantus Articus, "Вариации Сальери" и другие. Балеты Самодурова "Цветоделика" и "Ромео и Джульетта" были отмечены "Золотыми масками". Постановки побывали на гастролях в Москве и Санкт-Петербурге.
В начале нынешнего театрального сезона была еще одна громкая премьера Самодурова — балет "Приказ короля", музыку для которого написал профессор Петербургской консерватории Анатолий Королев. С помощью этой постановки худрук театра пытался понять, как может выглядеть крупная балетная форма в XXI веке.
"Наш зритель привык к классическим постановкам, но с приходом Самодурова хореография театра качественно изменилась. Мне очень приятно, что наш театр становится на несколько ступеней выше, и мне кажется, что мы идем вровень со всем миром. В "Приказе короля" меня, прежде всего, покорила современная хореография. В балете зашифрованы обращения к разным эпохам, разгадывать их интересно", — рассказывает постоянная зрительница театра Марина Аксенова.
"Урал Опера Балет" обещает, что эксперименты Самодурова продолжатся и в новом сезоне. "Я считаю, что миссия театра — демонстрировать наши возможности. У нас всегда есть голоса для классического репертуара, и в то же время миссия театра состоит в том, чтобы не стоять на месте, а демонстрировать, что мы в состоянии открыть что-то неизвестное и непонятное для людей. Мы показываем, что существуют иные культуры, иной музыкальный язык, иные композиторы, о которых мы не знали. Театр должен идти вперед. Быть выше, формировать вкус", — говорит Шишкин.
При этом в репертуаре театра остается классика — "Лебединое озеро" и "Жизель", а в этом сезоне планируется премьера — "Дон Кихот" в редакции Александра Горского и сценографии Александра Головина и Константина Коровина. Зрители увидят балет таким, каким он был поставлен в 1900 году в Большом театре.
"Это будет настоящий визуальный пир. Нас ждет красивый спектакль, полный театральной экспрессии. Декорации и костюмы мы восстанавливаем по эскизам русских живописцев Головина и Коровина, а сам балет ставит знаток старинной хореографии Юрий Бурлака, с которым театр уже имеет опыт успешного сотрудничества", — рассказывает Самодуров.
"Наш театр завоевал полностью нашего зрителя и город. Залы всегда полные, что бы ни шло — классика или авангард. Понятно, что кому-то больше нравится одно, кому-то другое, но важнее всего для зрителей, что труппа балета всегда предоставляет качественный продукт. Любая премьера становится событием, которого ждет весь Екатеринбург", — говорит Аксенова.
Борьба за эксперимент
Труппа "Урал Опера Балет" востребована в крупнейших театрах по всему миру. Здесь говорят, что, с одной стороны, гордятся, что их актеры выступают на лучших площадках Сиднея, Парижа и Женевы, но, с другой, собрать весь коллектив часто невозможно. Поэтому репертуар формируется в зависимости от личного гастрольного графика каждого артиста. Есть и другая проблема — классический репертуар артисты часто предпочитают современному.
"У артистов есть тенденция разучивать тот музыкальный материал, который им пригодится в других театрах. Но значительная часть наших проектов — экспериментальны и вряд ли повторятся где-то еще. Но нам повезло. За годы работы в коллективе сложился уникальный микроклимат. Артисты поддерживают решение ставить такие постановки, как "Сатьяграха" и другие", — говорит Шишкин.
"Внутри артиста все время происходит борьба между "будем" и "не будем". Сначала актеры пытаются избежать участия в экспериментальных постановках, потом принять, потом даже полюбить. Конечно, ставить что-то новое сложнее, потому что нам не с чем сравнивать, ведь до нас этого никто не делал. Но в любом случае мы благодарны, что можем первыми представить на российской сцене новую музыку", — рассказывает актриса Ольга Тенякова.
Еще одна особенность театра — практически во всех постановках задействованы только собственные артисты. "Пассажирка", "Сатьяграха" — оперы, для которых нужен огромный состав исполнителей. И все постановки нам удается выпускать в собственном составе. У нас практически нет приглашенных вокалистов. Наверно, поэтому мы все очень дружны", — добавляет Тенякова.
Громкая премьера
Главной премьерой этого сезона станет еще одна экспериментальная опера — "Три сестры" Петера Этвеша. Впервые на сцене театра "Урал Опера Балет" ее представят 16 мая. Режиссер — всемирно известный американец Кристофер Олден. "Имя Кристофера Олдена известно во всем мире, и работа с оперным режиссером такой величины для театра — большая удача", — считает Вячеслав Самодуров.
В театре говорят, что новое прочтение "Трех сестер" оказалось непростым для артистов. "В этой опере есть все: визг, крик, диалоги, нервная музыка, непонятные звуки", — рассказывает Шишкин. Еще одной особенностью стало то, что опера будет исполняться без хора, но с использованием двух оркестров. Один из них расположится в яме, второй — на сцене. По словам артистов, это также создает трудности. "Придется перекричать два оркестра, это непросто", — улыбается Тенякова.
В театре рассчитывают, что постановка в очередной раз привлечет внимание театральных критиков Европы. "Мы не можем петь только Верди и Пуччини, потому что хотим развиваться. Мы хотим быть европейским театром, хотим быть современным, мировым театром, который интересен искушенным критикам из Европы. Они уже видели, как этот спектакль ставили в мировых театрах. Теперь мы хотим, чтобы они приехали к нам и посмотрели, как его поставили в России", — рассказывает Шишкин.
По окончании театрального сезона труппа отправится на гастроли — сначала во Вьетнам, затем в Таиланд. 12 июня "Урал Опера Балет" представит "Жизель" в Ханое, а 11 сентября откроет Фестиваль музыки и танца в Бангкоке оперой "Турандот".
Ирина Варкентин