В этом году на петербургских сценах встретятся труппы из Австрии, Германии, России и других стран, а организаторы обещают микс из традиционной и современной хореографии, которая поразит даже самых искушенных балетоманов.
Балет Цюриха
Спектакль на музыку Франца Шуберта стал чуть ли не самой обсуждаемой из зарубежных премьер в этом сезоне. Хореограф Кристиан Шпук, который поставил его, один из самых востребованных мэтров современной сцены, с 2012 года — художественный руководитель Цюрихского балета. Московская публика уже успела полюбить его за постановку "Анны Карениной" в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Изначально "Зимний путь" — это цикл песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера. В нем нет единого сюжета, но есть общий дух. Композитор написал его чуть менее чем за год до собственной смерти, и все песни проникнуты особым трагизмом и тоской, как и жизнь музыканта в тот момент: его произведения не издавались, у него не было постоянного места работы и сам он находился в вечно мрачном расположении духа.
Шпук все это прочувствовал очень тонко. Танцоры на сцене не просто исполняют балетные номера под музыку — они скорее занимаются духовной практикой, позволяя своему телу выразить то, что сказать обычным языком порой так сложно. Вопросы о смерти и одиночестве, о которых размышляют Шуберт и Мюллер, хореограф решает с помощью сложного балетного языка — движений то сказочных, то кошмарных, угловатых, резких, постепенно перетекающих в нежные и хрупкие па. Артисты на сцене существуют практически без декораций, их пространство — коробка с голыми стенами, где идет снег. Танцоры же большую часть времени одеты во все черное, как вороны — вестники смерти: в какой-то момент им даже придется встать на невысокие ходули, а за спиной появляются крылья из веток. И среди всего этого женский образ — девушка с завязанными черной лентой глазами — выглядит особенно хрупким и ранимым.
Венский государственный балет
Венскому государственному балету почти 400 лет, он — безоговорочный мировой танцевальный бренд, который давно уже стал примером для подражания. Несмотря на это, труппа была в России только один раз четыре года назад — тогда театр также был включен в программу фестиваля.
В этом году артисты привезли шедевр классики — балет "Коппелия" на музыку Лео Делиба. Это один из редких (среди балетов) представителей комического жанра — незамысловатая история о загадочной девушке Коппелии, красота которой очаровывает всех, кто на нее взглянет, но она — всего лишь кукла. Влюбленный в нее Франц становится жертвой мастера Коппелии, но Сванильда, его невеста, переодевается в платье куклы и спасает своего жениха. Заканчивается все торжеством любви.
Пьер Лакотт, ставший хореографом этой версии, известный в мире реставратор классики. Довольно сложно возрождать балет, который впервые был поставлен в 1870 году, но Лакотту это удается — его спектакль максимально близок к оригиналу главного балетного мага всех времен Артура Сен-Леона. На спектакль можно идти с детьми — на сцене много вычурных декораций, ярких костюмов, а ожившие куклы очаруют даже самых маленьких зрителей.
Пермский театр оперы и балета
Балет Петра Чайковского давно уже стал любимым рождественским развлечением по всему миру. Сложно найти ребенка или взрослого, который не знаком со сказочным сюжетом Эрнста Гофмана о маленькой девочке, ожившем Щелкунчике, их приключениях и войне с Мышиным королем. Для создателей же этой постановки главное — любовь. В конце концов, без любви мы все — просто куклы.
Пермский спектакль (который выдвинут на соискание премии "Золотая маска" в этом году) — тот самый настоящий балет, о котором вы думаете, собираясь в театр. Он роскошный, богатый, именно так и выглядели постановки при императорских дворцах, и кажется, что костюмерам и художникам на самом деле пришлось прибегнуть к волшебству, чтобы воплотить самые смелые фантазии на сцене.
Балет Дортмунда
Это спектакль по мотивам книги Льюиса Кэрролла от мэтра современной хореографии Мауро Бигонцетти. Организаторы фестиваля назвали постановку "сказкой для взрослых с прививкой от хандры и скуки", детям она и правда может показаться слишком сложной и многослойной — постановка не следует строго за сюжетом.
Это один из немногих высокотехнологичных спектаклей в программе этого года. На сцене — 3D-анимация (например, книги полетят прямо в зрительный зал), видеопроекции и многое другое. Кроме того, в спектакле необычная, короче говоря, современная хореография — кошачьи танцы, архаичные пляски Красной королевы, а некоторые движения "пришли" из народных гуляний. Говорят, что после спектакля нельзя остаться прежним — у публики действительно появляется антидот к скуке и грусти.
Выставка фоторабот Дарьян Волковой
Фотографировать любой вид искусства — отдельный вид искусства, особенно когда дело касается балета. Декорации на сцене бывают слишком сложно устроенными, а движения танцоров — непредсказуемыми. Эта выставка может стать уникальным опытом, ведь Дарьян Волкова — исследователь и мастер балетной фотографии, а потому и остановить мгновение у нее получается лучше.
"Я документирую и фиксирую образ премьеров и солистов мирового балета начала XXI века" — именно так она видит свою миссию. На выставке представлены участники фестиваля разных лет.
Кадрия Садыкова