Аэродром Головино трудно назвать современным и благоустроенным — в основном он используется как площадка для малой авиации томского ДОСААФ. Однако для тестирования беспилотников его вполне достаточно — штаб конкурса со всем самым современным оборудованием занимает один маленький шатер посреди аэродрома.
Пять заданий
Команды приехали на конкурс в основном для того, чтобы протестировать на практике свои разработки и познакомиться друг с другом и проектом "Тайга", благодаря которому Томская область может стать регуляторной песочницей — регионом, где нормативно-правовые акты позволяют системно тестировать новые беспилотные технологии.
"Мы решаем абсолютно практические задачи, которые в повседневной работе требуются реальным заказчикам в нефтяном, энергосетевом секторах, в картографировании, в сельском хозяйстве и поисковых операциях. Один вылет был сделан в качестве подарка или бонуса Томской области — мы облетели границы аэродрома и сделали фотоплан аэродрома с точными привязками границ, чего аэродрому не хватает. Это нужно для планирования территории, а для этого нужно знать границы и рельеф", — рассказал журналистам гендиректор ассоциации "Аэронет" Глеб Бабинцев.
Всего конкурс предусматривает пять заданий: создание 3D-модели населенного пункта, мониторинг участка линий электропередач и газопровода, доставка груза массой 10 кг между двумя площадками на расстояние 10 км и поиск людей в лесном массиве с передачей им спасательного комплекта.
Всех форм и размеров
Зрители конкурса могли наблюдать вылеты всевозможных беспилотников разных форм и размеров — некоторые выглядят как миниатюрные копии самолетов, есть и такие, которые больше напоминают бумеранг. Часто "самолетоподобные" дроны запускаются механизмами типа катапульты или огромными рогатками.
Управляют беспилотниками сотрудники компаний-участниц. Они сидят за ноутбуками и приборными панелями, наблюдая, как механизмы выполняют свою работу. Дроны возят грузы, фотографируют местные села, составляя их 3D-карты, ищут неисправности в трубах и линиях ЛЭП, на которые специально повесили прогибающиеся или дефектные провода, ищут людей в лесу, доставляя им необходимые для спасения комплекты с медикаментами.
"Замечательные впечатления от конкурса. Мы сегодня делаем первый шаг в огромной работе. Сегодня многие компании выпускают беспилотники, много компаний, которые начиняют их интересным оборудованием, есть беспилотники для военных объектов. Но сегодня нет нормативно-правовой базы", — сказал накануне журналистам губернатор Томской области Сергей Жвачкин.
Он уточнил, что Томская область как пилотный регион станет площадкой, на территории которой будут действовать необходимые нормативно-правовые акты. Кроме того, по итогам конкурса компании региона и компании-разработчики беспилотных аппаратов смогут применять продемонстрированные технологии для решения реальных производственных задач области.
Для безопасности
Также на конкурсе была продемонстрирована технология АЗН-В VDL 4, подтверждающая возможность обеспечения безопасных совместных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве. Данная технология позволяет видеть любые воздушные суда на расстоянии до 300 километров.
Это первая подобная разработка в России, а оснащение этой системой самолетов и беспилотников даст возможность летать в одном районе сразу нескольким летательным средствам. Кроме того, в случае если беспилотник потеряет управление или его перехватит кто-то другой, система позволит отключить его дистанционно, чтобы он не причинил никому вреда.
Для тестирования системы в воздух запустили два беспилотника с интервалом десять минут и подняли самолет Ан-2, управляемый пилотом. Задача эксперимента — показать, что беспилотники и пилотируемые летательные средства могут летать безопасно в одном воздушном пространстве даже на территории, где нет связи.
Пока дроны выполняли свои задачи, пилот на планшете мог отследить их местоположение и высоту и скорректировать траекторию. Эксперимент завершился удачно, после чего губернатор отметил, что это был первый случай в России, когда дроны и человек одновременно делили небо.
Проект "Тайга"
В 2018 году межведомственная рабочая группа коллегии Военно-промышленной комиссии утвердила реализацию проекта "Тайга" в Томской области. Проект предполагает создание в области опытного района доставки грузов и выполнения других задач с использованием беспилотных авиационных комплексов.
Наибольший уровень заинтересованности сервисами "Тайги" оказался у нефтегазовой отрасли и в госуправлении. В частности, томских нефтяников интересует выявление врезок в нефтепроводы и отслеживание людей, несанкционированно находящихся в охраняемых зонах.
Заявки на конкурс "Авиароботех-2019" подали 12 команд, представляющих разработчиков авиационных беспилотных систем из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ижевска и Тамбова. Конкурс проходит 29−31 мая на аэродроме Головино в 30 км от Томска. Организаторы — ассоциация "Аэронет" и администрация Томской области.
Единственным победителем конкурса стала санкт-петербургская компания "Геоскан". Команда компании показала лучший результат в сканировании газовых труб, составлении карт и транспортировке грузов. За победу участников из Северной столицы наградили кубком.
Вадим Белозерцев