6 ноября 2020, 04:30
Арктика
Статья

Владимир Айвас (в офлайне Владимир Айваседа) ведет на YouТube блог — "Дневник Ханта", который стал популярен не только среди интернет-аудитории, падкой на любую экзотику, но и среди коренного населения. Работы Владимира набрали уже несколько миллионов просмотров, а сам он оставил работу в крупной нефтяной компании, чтобы полностью сосредоточиться на новом деле

Владимир Айваседа. Полина Петренко/ ТАСС
Владимир Айваседа

— Когда мы снимали серию про ловлю рыбы на мордушку, было под минус 40. К месту съемки ехали 20–30 км на снегоходе. В голове все время сидело: а если не хватит аккумуляторов из-за холода? Ведь вернуться и зарядить — не вариант. Получается, есть только одна возможность снять. Ну и, само собой, холодно не только технике — руки тоже замерзают. Да еще пока ехали, у снегохода сломалась фара, поэтому нужно было успеть до темноты, — рассказывает Владимир.

Ролик "Как добывают рыбу северные народы" набрал больше 3 млн просмотров, но в успех сначала не верилось.

— Сняли это видео, но я полгода считал его неудачным и отложил. В какой-то момент мне просто нечего было ставить, и я начал смотреть, что у меня есть в запасе. Нашел эти записи, потратил пять минут на монтаж и опубликовал. На следующий день статистика просмотров побила все мои рекорды — за сутки 20 тыс. просмотров, и они росли, наверное, тысяча в минуту. Это было для меня шоком, — рассказывает Владимир, сокрушаясь, что многого тогда снять не успели, — все-таки сел аккумулятор на морозе.

Тем не менее главное удалось показать — как из майны (полыньи или проруби) нужно доставать мордушку с рыбой. Мордушка, или по-хантыйски пон, представляет собой плетеную авоську, но большого размера. Раньше, говорит Владимир, ее делали из прутьев, но сейчас она металлическая.

— Выдра может перегрызть, приспосабливаемся, — отмечает он.

Мордушка — устройство для ловли рыбы действительно древнее.

— Его использовали наши предки, используем и мы до сих пор. Как зимой, так и летом. Насколько я знаю, сейчас ей пользоваться можно только коренным. Люди с большой земли и не стали бы ловить ею, потому что изготовление конструкции очень трудоемко, — рассказывает блогер.

Вообще для Володи сюжеты о традиционной ловле рыбы или охоте — одни из любимых. Ведь похожий ролик вдохновил его на создание блога. Полтора года назад он посмотрел на YouТube видео о хантыйской рыбалке и понял, что такой контент популярен у зрителя. Однако качество той съемки, монтаж были далеки от совершенства, и Владимир понял, что, если делать ролики на профессиональном уровне, интерес к ним может возрасти кратно.

— Не скажу, что изначально было именно желание снимать про народ, — главным желанием было стать успешным в творческой сфере, не просто работать на производстве. И когда я увидел видео с ханты, добывающим рыбу, огонек зажегся. Рассказывать про свою культуру мне тоже интересно — это моя жизнь, я это люблю. Невозможно притворяться и обманывать зрителя — тебя иначе никто не будет смотреть.

Опыт предков и древний ханты

— Мы пробуем рассказать не только о современных традициях, но и о вещах, которые были привычны нашим предкам, — например, у нас есть ролик о разведении огня с помощью трения. Сейчас этим видео заинтересовалась хантыйская молодежь, а наши дедушки пользовались этим способом не так давно — еще в 1980-х годах. Ведь у нас действительно может создаться ситуация, когда останешься в лесу без снаряжения, поэтому дедушкины методы рано или поздно могут прийти на помощь, — считает Владимир.

Ролики на канале не только документальные, у команды есть опыт игровых сюжетов. Один из популярных — встреча древнего ханты и современного. По сюжету Владимир теряется в лесу и встречает своего далекого предка, который помогает ему разобраться со всеми премудростями лесной жизни. Приглашает в свой чум, поставленный старинным способом, варит традиционную уху и делится опытом.

— Кстати, именно этот фильм мы сняли полностью на хантыйском языке, — рассказывает блогер. Сюжет очень понравился зрителям, и ребята сделали отдельный ролик о том, как проходил съемочный процесс. — Было много смеха, забавных моментов, но одновременно мы хотели показать, что подготовка к съемкам, сам процесс — не такое простое дело. Чтобы зритель видел, что за любым роликом стоит серьезная подготовительная работа.

В целом же, добавляет Владимир, нельзя сказать, что родители как-то особо передают детям свои знания.

— Ты просто в детстве находишься рядом с родителями, перенимаешь опыт и в сознательном возрасте начинаешь делать это сам. Все подручные средства ты умеешь изготавливать, хотя тебя и не учили. Опять же, про оленеводство — родители не рассказывают, но уже буквально в 12 лет дети сами ездят и могут стадо в сто голов привести домой, — говорит он.

Коренные ханты живут отдаленно от больших городов, практически не общаясь с внешним миром, — семья, дом, пастбище…

— Выезжаем исключительно для того, чтобы закупить продукты пару раз в месяц, а наши родители и вовсе могут месяца по три не выезжать, им это незачем. Есть среди наших родственников даже те, кто вовсе не разговаривает на русском языке, не знают его, — рассказывает Владимир.

Народные цензоры

По словам Владимира, аудитория блога постоянно расширяется. Сначала была идея рассказать жителям России о том, кто такие ханты, об их культуре и традициях.

— В какой-то степени речь шла о разрушении стереотипов, что мы какие-то нецивилизованные, это совсем не так, — добавляет он. Но зрителями стали и сами представители коренного народа.

— Что-то не так сделаешь — сразу звонят, отмечают ошибки — народный контроль в действии! — улыбается он. Однажды ребята снимали ролик "Ханты", и мама Владимира предложила спеть традиционную хантыйскую песню под бубен, аккомпанируя себе сама.

— Какой же шквал на нас обрушился после этого! Женщине нельзя держать в руках бубен! Видимо, это связано с тем, что все шаманы мужчины, а бубен — это ведь их инструмент, — поясняет блогер.

Еще один постоянный редактор у команды Владимира — его отец, хотя поначалу к увлечению сына он отнесся скептически.

— А теперь, когда ему стали обо мне рассказывать незнакомые люди, он говорит, что я молодец. Поддержка семьи — это действительно важно, — признается Владимир. Сейчас по совету отца ребята думают, как пояснять в видео неизвестные широкой аудитории слова — сделать ли информационные врезки или добавить поясняющие титры.

По словам Владимира, "Дневник Ханта" старается показать не сухую справку о жизни и традициях народа, такие сюжеты не заходят.

— Мы стараемся показать национальный колорит, но в молодежном формате, чтобы охватить как можно больше пользователей, — делится Владимир.

Еще одна важная цель съемок — популяризация традиционного образа жизни среди хантыйской молодежи, ведь многие переезжают жить в города после окончания школы. Сам Владимир проводит около половины времени в лесах и на стойбищах, но в город возвращаться все же приходится — без компьютера, специальных программ, интернета ролик не смонтировать.

— Была бы моя воля, я бы почти все время проводил на угодьях. Подал заявку по программе IT-стойбище. Если одобрят, то так и поступлю, — говорит он.

Еще "Дневник Ханта" активно смотрят соседи с Ямала, которые живут в тундре.

— У меня ненецкая фамилия, по папе. Ребята с Ямала это сразу отметили. Зовут к ним в гости поснимать. Нам это очень интересно — традиционно у ханты и лесных ненцев небольшие стада оленей, так как мы живем в лесной местности. А в тундре стада огромные — тысячи голов. Для меня мечта — увидеть все это. Когда мы будем финансово независимы, обязательно поедем, — уверен Владимир.

Полина Петренко