Большая Евразия и АТР: где пересекаются интересы двух масштабных интеграционных проектов

Председатель Совета Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий . Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Председатель Совета Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий
В ходе предстоящего Восточного экономического форума эксперты дискуссионного клуба "Валдай" расскажут о своем видении интеграционных процессов в Евразии и роли в них российского Дальнего Востока

Одной из тем Восточного экономического форума в этом году станет поиске общих интересов европейских и азиатских стран, интеграция Большой Евразии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). О стратегическом потенциале "сопряжения" основных интеграционных проектов в Евразии, создании зоны свободной торговли и других механизмах углубления сотрудничества между Европой и Азией будут говорить на одной из сессий ВЭФ - "Интеграция в Большой Евразии и АТР: где пересекаются интересы?"

Эксперты клуба "Валдай", который реализует отдельную программу "Евразия в XXI веке: новая роль России и новые перспективы", рассказали ТАСС о роли Дальнего Востока в интеграции Европы и Азии.

Андрей Быстрицкий, председатель Совета Фонда развития и поддержки клуба "Валдай":

Станет ли Дальний Восток центром притяжения? Думаю, да. Трудно им не стать. Российский Дальний Восток – это огромное количество природных ресурсов, прежде всего. Людскими он похвастаться особо не может, но там достаточно большое количество образованных людей. Если говорить о каких-то проектах, то уже видна в российско-китайских и российско-японских отношениях совместная эксплуатация различных природных ресурсов. Это и пример действия различных институтов – банков, фондов инвестиционных. Это касается и производства продовольствия - довольно перспективная и интересная вещь, потому что на Дальнем Востоке много водных ресурсов. 

Необходимо создание технологий и инфраструктуры, нужных для транспортировки сжиженного газа, нефтепроводов тех же самых, которые развиваются и во взаимодействии России и Китая. Сжиженный газ имеет отношение и к снабжению Японии. 

Сама по себе перспектива развития региона велика. Другое дело, что он огромен, и достаточно непросто очертить его точные границы. Например, ШОС. Она, конечно же, имеет прямое отношение к АТР. Но сейчас она шире АТР, что естественно. При всей глобальности АТР, он встраивается в мировую экономическую жизнь. Темпы роста в нем выше, чем где бы то ни было, и очевидно, что центр тяжести смещается в этот регион. Другое дело, что есть много рисков - не столько безопасности, сколько различного рода неустойчивости. Резкое колебание цен на сырье может привести к этому, падение тех или иных рынков. Еще есть вопрос о регуляции надо говорить, о валютном регулировании, потому что устойчивая торговля может существовать только в системе устойчивых цен. Если 10 лет те или иные национальные валюты будут слишком сильно колебаться, это будет перекосом в торговле, что может нарушить их гармоническое развитие.

Олег Барабанов, программный директор Фонда клуба "Валдай":

Дальний Восток и Восточная Сибирь имеют ключевое значение для разворота России к АТР. Понятно, что основной фокус российской экономической политики был на Запад, на Евросоюз. Для разворота же, понятно, нужна какая-то собственная промышленная и экономическая база, потому развитие Дальнего Востока стало ключевой стратегической задачей, прежде всего, для того чтобы оживить участие России в этом регионе. В этих целях была создана сеть так называемых ТОРов – территорий опережающего развития. Планируются и другие проекты. Дальний Восток – органическая часть экономической стратегии России по нашему позиционированию в АТР, потому что без этого ничего невозможно.

Что же касается сопряжения Евразийского Союза и Китая, то здесь связь с Восточной Сибирью и Дальним Востоком не такая прямая. И уже даже озвучивались мнения о том, что Сибирь и Дальний Восток, с одной стороны и Казахстан, с другой, являются конкурентами для глобального евразийского транзита – из АТР в Европу.

Понятно, что, когда мы говорим о сопряжении ЕАЭС и китайских проектов, то здесь фокус идет на Казахстан, который оказывается в центре этого сопряжения – находится между Россией и Китаем. Поэтому формально, внешне, кажется, что Сибирь и Дальний Восток могут проигрывать от этого. Сейчас ключевая задача, которая начинает выполняться в российских проектах, это так называемые широтные связи, когда основной поток Шелкового пути, который пойдет из Китая в Казахстан, а затем в Европейскую Россию, будет выходить либо в районе Оренбурга, либо в районе Саратова, чтобы от него отпочковывались широтные звенья в российской Западной Сибири – допустим, на Алтай.

Есть проект такого же коридора в Тыву с выходом в Красноярск, на Енисей, с тем чтобы подключать сибирские и дальневосточные проекты к более широким перспективам. Фокус сопряжения не совсем на этом, к сожалению. Здесь мы должны находить какие-то креативные моменты для того чтобы ТОРы и другие проекты были бы интересны для инвестиций и развития в контексте Евразийского союза и сопряжения?

Иван Тимофеев, программный директор клуба "Валдай":

С одной стороны, потенциал Евразийского партнерства большой, потому что речь идет о крупных проектах, в которые входят крупные игроки – и Китай, и Индия, и Россия. С другой стороны, сложность заключается в том, что все эти проекты достаточно разные, и интересы игроков, видение того как можно осуществлять проекты далеко не всегда совпадает. Например, есть идея о сопряжении ЕАЭС и проекта Шелкового пути, она действительно может сработать, но проблема в том, что основной массив грузов пойдет по морскому, а не по сухопутному пути. Сухопутный вторичен по отношению к морскому, а это сразу же выводит сопряжение ЕАЭС и Шелкового пути в глобальной перспективе на второй план. 

Достаточно сложно будет реализовать инициативу Евразийского партнерства. В политическом плане она хороша тем, что оставляет поле для маневра. Здесь есть вариант включения Евросоюза, и АСЕАН, и ШОС, и так далее. В практическом ключе это будет очень сложно, хотя и не невозможно, в силу того, что условия по созданию тех же зон свободной торговли на Западе и на Востоке будут разными. То есть упорядочить это все в единый механизм будет достаточно сложно. Здесь нужно понимать, что даже если мы возьмем ЕврАзЭс, то это достаточно молодая организация, и нам с коллегами в Казахстане, Белоруссии, Армении, Киргизии нужно проделать большую работу чтобы ее выстроить: ЕврАзЭС только-только начал делать свои первые шаги, поэтому это очень большая работа, и нам, России, наверное, прежде чем переводить такие глобальные инициативы в рабочее русло, нужно будет прежде всего сделать свою домашнюю работу, а именно с нашими партнерами по ЕАЭС сделать серьезные шаги по евразийской интеграции.