Все новости

Юрий Удальцов: предприниматель - это человек, готовый нести риски

Заместитель председателя правления ООО "УК "Роснано" об особенностях инновационного бизнеса в России

Экономика инноваций ждет от выпускников традиционных инженерных вузов новых идей, воплощенных в конкурентоспособных проектах и упакованных в рыночный продукт. Где получить предпринимательские навыки и как научиться играть по правилам рынка? Об особенностях инновационного бизнеса в России и о том, что должен знать и уметь технопредприниматель, в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя правления ООО "УК "Роснано", руководитель инвестиционного дивизиона венчурного капитала ООО "УК  "Роснано", председатель совета межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий Юрий Удальцов.

- В чем вы видите особенности развития инновационного бизнеса в России и мире, существуют ли проверенные модели инновационного развития?

- Единой модели развития инновационного бизнеса не существует. Люди любят приводить примеры США и Силиконовой долины, Финляндии с ее ростом после кризиса, Кореи, Израиля. Инновационный бизнес был успешным в тех странах, где он отвечал на потребности экономики в целом. Исключением является Корея, инновационный бизнес которой вырос из программы развития экспорта. Спустя какое-то время ее реализации выяснилось, что если вы развиваете высокотехнологичный экспорт, то неминуемо начинаете развивать инновационный бизнес, иначе конкурировать с другими игроками на этом рынке просто невозможно. Вы не можете себе позволить стоять на месте и выпускать одно и то же, не меняясь.

- Как складывалась ситуация с инновационным бизнесом в России? Есть особенности?

- В этом смысле мы немного напоминаем Корею. Если вспомнить начало 2000-х годов, с точки зрения макроэкономики нас ничто не заставляло двигаться в сторону развития инновационного бизнеса: с нефтью все в порядке, с доходами все в порядке, уровень жизни растет, все хорошо. Где-то к 2007-2008 году начинается притормаживание. Тезис о том, что стране надо как-то уходить от зависимости от природных ресурсов, был ментально разделяем всегда, всем казался правильным, но только ничего для этого особо мы не делали, потому что жизнь к этому не побуждала. Толчок произошел где-то в 2008-2009 годах, когда в очередной раз все задумались, что надо бы как-то диверсифицироваться, наверное, надо двигаться в высокотехнологичные отрасли. Это уже стало общепризнанным трендом: постепенно дополнительный продукт или добавленная стоимость смещается в области с высоким уровнем человеческого капитала. Мысль становится важнее, чем станок - станок можно купить. Началось движение "4И".

- А что это за движение?

 - "4И " - это инновации, инвестиции, институты, инфраструктура. В этот же период были созданы РВК, "Сколково", начались активные инвестиции, обсуждались изменения в законодательстве, снятие барьеров. К 2012 году стало понятно, что барьеры не столько законодательные, сколько институциональные. Если нет серьезной конкуренции в стране, нет большого количества высокотехнологичных предприятий, которые формируют спрос на инновационную продукцию, куда бежать инноватору - не очень понятно. Происходит разрыв, когда инновационные предприятия вроде бы что-то и предлагают, но это предложение неадекватно спросу, который существует в стране. И эта проблема долгоиграющая, потому что изменить структуру экономики быстро еще никому не удавалось.

В России существует некоторый разрыв, у нас много людей с идеями, но мало тех, кто готов при этом трудиться, чтобы из этой идеи сделать бизнес. Проснуться и стать знаменитым стартапером с большими оборотами - на это готовы все. А так, чтобы походить, поубеждать, показать, для чего ты сделал эту замечательную штучку, как на ней можно сделать деньги, - желающих немного. Это происходит по многим причинам, в том числе потому, что у нас просто не очень развито предпринимательство, нет востребованности рынком.

- Можно ли в принципе научиться предпринимательству?

- По этому поводу в мире существует большая дискуссия: можно ли учить предпринимательству в узком смысле, то есть готовить специалистов, являющихся теми движками, которые берут на себя риски, запускают предприятия. В России доминирует двойственная ситуация, в которой этот движок приходит не обязательно из индустрии, не обязательно из науки. Чаще всего такие люди свою профессию забросили, заработали денег на чем-то другом и годам к пятидесяти вдруг вспомнили, что были когда-то физиками, математиками и им это даже нравилось. Понятно, восстанавливать свой научный авторитет бессмысленно, а вот опыт организации производства и другие важные навыки использовать можно. Если они соединяются с человеком науки, которому как минимум не чуждо пытаться отвечать на эти вопросы, у которого цель не написать статью и опубликоваться в журнале с высоким импакт-фактором, а сделать что-то, что действительно будет потом воспринято рынком. Этот тандем может быть внутри вуза, компании, внутри институтов, академий наук.

Для него и в целом ядра стартаповского бизнеса можно и нужно готовить людей, которые бы понимали, что и зачем они делают, знали, как задавать вопросы, понимали, как выявлять, что нужно потребителю, какие у него критерии, чем занимается каждый участник команды стартапа, от технолога до разработчика продукта. Они должны обладать сплавом технических знаний, потому что иначе не смогут перенести желаемое в реализуемое, знанием предмета, инженерии, пониманием того, как разговаривать со всеми контрагентами - потребителями, инвесторами, обычными менеджерами.

Для меня предприниматель - это в первую очередь тот, кто готов нести риски. Риски бывают разные: кто-то рискует большим количеством собственного времени, кто-то - своими деньгами, кто-то - и тем и другим, кто-то - связями. Важно, что человек готов поставить на карту, вложить свою волю, дух, время, эмоцию (человеческий капитал). Это действительно могут далеко не все. Во всем мире не так много людей занимаются предпринимательством - есть статистика. Отсюда берутся серийные предприниматели - люди, которым чаще всего неинтересно доводить компанию до максимального роста. Они ее запускают, решают задачу вывода продукта на рынок, просчитывают, как сделать из 12% прибыли 25%, и выходят из бизнеса, начинают следующее собственное предприятие - таких довольно много в мире.

Технопредприниматель должен иметь базовые навыки маркетинга, понимать, как анализируются рынки, строятся модели бизнеса. У него должен быть системный подход - над проектом работают мало людей, которые должны решать большое количество задач, и предпринимателю необходимо совместить и финансовую плоскость, и временную, и технологическую, и административно-организационные вещи. Кроме того, он должен решать вопрос не только связанный с тем, как продукт продать, но и с его жизненным циклом. Как продукт поддерживать, как его утилизировать. Ну и базовый финансовый менеджмент, поскольку вы начинаете работать с деньгами.

- Нужно ли при этом фундаментальное инженерное образование?

- Тут важно не просто фундаментальное образование. Есть функциональный анализ, математический анализ, которые вам дают научный аппарат. От него до инноваций - длинная дорога. Хорошо бы, чтобы в вузе давали возможность приблизиться к передовым технологиям в какой-то области. Чтобы вы чувствовали, что учите то, что является сегодня передовым. Фундаментальное затрудняет ваш путь, хотя и является основой. Если вам дается передовое знание, вы можете создавать новое, а не изобретать велосипед.

Важно погрузить студента в реальную атмосферу. И не знаю, кому повезет - у кого будет больше сложностей на данном этапе или меньше. Именно поэтому в межвузовской программе подготовки инженеров в сфере высоких технологий, которую мы реализуем с 2014 года (базовая кафедра - кафедра технологического предпринимательства МФТИ-"Роснано"), есть три кита: базовые знания, которые привносятся из вуза-партнера; тематический, технологический проект, который приходит от бизнеса; культурное погружение с плюсами и минусами, своими сложностями. Мы не настраиваемся на технологические направления, гораздо больше волнует, чтобы компании были заинтересованы в студенте и имели желание сделать технологический проект.

- Почему сегодня важно учиться технопредпринимательству?

- Жизнь ускоряется, увеличивается количество неопределенностей. С другой стороны, вырастают и возможности. Количество молодых людей, которые сделали какие-то стартапы и заработали на этом деньги, и в мире, и в России увеличивается. В советское время студент должен был пройти по всем ступеням лестницы и стать профессором, только потом он мог почивать на лаврах. Сейчас образуется много возможностей, но для этого нужно быть: а) гибким, б) с открытым кругозором, в) максимально подготовленным к этому с разных точек зрения, в том числе иметь высокую скорость реагирования. Дальше все будет зависеть от твоего умения схватить петуха за хвост и конвертировать шанс в победу.

Надо научиться видеть и осознавать, быть способным быстро среагировать на изменения. А для этого надо быть не только техническим специалистом, но и мультикультурным, уметь понимать потребителей, государство, управленческую и финансовую системы и то, как с ними взаимодействовать.