КРАСНОДАР, 5 марта. /ТАСС/. Отечественные сервисы онлайн-бронирования отелей компенсируют уход с российского рынка агрегатора Booking.com, приостановление его работы не приведет к росту цен на размещение в гостиницах и отелях на юге страны. Об этом ТАСС заявили опрошенные эксперты отрасли.
Сервис онлайн-бронирования отелей Booking.com в субботу заявил о приостановке предоставления туристических услуг в России в связи с возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране.
"Было огромное количество сложностей, связанных с Booking.com: очень высокие проценты комиссии для отелей, жесткие требования - отель не мог продавать размещения по аналогичным или иным ценам (ниже - прим. ТАСС) на других площадках, либо напрямую гостям, чем те, что были установлены на Booking.com. При работе через Booking.com, отели платят НДС, плюс проценты для Booking.com - у кого-то 36%, у кого-то 40% - это колоссальные затраты для отелей. Эти затраты включались в стоимость номера, теперь надеемся, что это повлияет и на цены конечного продукта для гостей в сторону снижения, - заявил ТАСС президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
По мнению руководителя одного из крупных региональных туроператоров Краснодарского края "Риал-тур" Риммы Алексаньянц, туристы за счет Booking.com в свое время ознакомились с разнообразием гостиниц и отелей на юге РФ и смогут дальше взаимодействовать с ними напрямую. "Booking.com как информационная площадка фактически выполнил свою функцию по популяризации средств размещения на российском рынке <...>. Сейчас любой человек может напрямую зайти на сайт отеля в интернете и забронировать размещение", - пояснила Алексаньянц.
Не Booking.com единым
Как заявили ТАСС эксперты и участники туристического бизнеса, приостановка работы Booking.com позволит его российским аналогам-агрегаторам занять эту нишу, туристические агентства увеличат свои показатели работы, возрастет доля прямых продаж отелями и гостиницами.
"Booking.com освободит от 30 до 50% рынка, эта доля распределится среди российских платформ и туроператоров. Вице-премьер Дмитрий Николаевич Чернышенко неоднократно говорил, что России нужен "свой Booking" и эта цель, в том числе включена в национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства". Ситуация с приостановкой работы Booking в России практически решает вопрос", - сообщил ТАСС Алексей Волков.
Врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Мария Золотухина пояснила ТАСС, что большинство крупных курортов на Юге России за последние годы создали и собственные системы "онлайн-бронирования". "Мы активно сотрудничаем с российскими сервисами, и сейчас эта работа будет активизирована, чтобы потребители и дальше могли получать достаточный объем информации и осуществлять бронирования привычным и комфортным способом: например, Островок, 101hotels, RussPass и другие. Кроме того, некоторые крупные представители туротрасли, например, "Красная Поляна", "Алеан", "Азимут", "ГОСТ Отель Менеджмент" уже давно работают с собственными системами бронирования на своих официальных сайтах", - сообщила Золотухина.
Как отметил в беседе с ТАСС директор по маркетингу и электронной коммерции курорта "Роза Хутор" Дмитрий Барашков, эффективна в данной ситуации и работа собственных мобильных приложений. "Мы не планируем в этой связи никакого роста цен, наоборот - самые интересные предложения будут появляться на сайте курорта. Курорт "Роза Хутор" продолжит сотрудничество с несколькими отечественными агрегаторами интернет-бронирования, однако, в приоритете остается развитие собственных каналов", - сказал он.
"Объекты, которые всегда поддерживали и развивали многоканальность в продажах, в том числе собственные онлайн продажи, находят новые возможности для роста и перенаправляют потоки. Бальнеокурорт "Мацеста" имеет собственный сайт для бронирования лечебных программ, а также мы сотрудничаем со всеми санаториями и отелями Сочи, которые привозят в Мацесту на оздоровление своих гостей", - заявила ТАСС коммерческий директор ООО "Бальнеологический курорт "Мацеста" Оксана Овсяникова.
Что будет с деньгами?
Неурегулированной в правовом поле в связи с приостановкой работы Booking.com в России остается ситуация с денежными средствами, которые туристы внесли в качестве платы за размещение через сервис. Официальных заявлений по этому поводу компания не делала. Как считают опрошенные ТАСС эксперты отрасли, может осуществляться расторжение договоров в одностороннем порядке.
"Фактически у Booking.com есть два способа оплаты: первый - авторизация платежа отелем через оставленные данные кредитных карт, второй - оплата через виртуальные карты, в этом случае гости платят напрямую Booking, а отель получает деньги только после выезда гостя. Мы сразу начали переводить весь поток бронирований по виртуальным картам на прямую оплату", - рассказала ТАСС коммерческий директор управляющей компании "Русские Сезоны" Инна Рындина.
Как пояснила ТАСС операционный директор курорта "Красная Поляна" Яна Перепечаева, где на долю онлайн-сервиса Booking.com приходилось 28% всех заявок, большинство из них были забронированы на гибких условиях с функцией отмены и без оплаты. "Все подтвержденные бронирования от Booking.com остаются действительными для заселения, плата за проживание может быть произведена во время заезда", - сообщила Перепечаева. В данной ситуации, по словам председателя ассоциации отельеров и рестораторов города Сочи Анны Нетягиной, туристам, которые производили оплату за бронирования через Booking.com, необходимо связаться с отелями и уточнить статус оплаты.
"Booking.com просто развернулся и ушел, сейчас непонятно, что будет с уже проведенными операциями за февраль - март. Если в одностороннем порядке аннулируют, <…> мы надеемся, что и деньги будут возвращены,"- Заявил Алексей Волков.
Также туристам стоит связаться со службой поддержки клиентов Booking.com, рекомендовал член президиума Альянса туристических агентств России, генеральный директор сети турагентств "Розовый Слон" Алексан Мкртчян. "У них есть служба поддержки, которая должна помогать клиентам решать сейчас эти вопросы. Если они не хотят "потерять лицо", они обязаны помогать людям", - сообщил Мкртчян. Также он обратил внимание на необходимость соблюдения норм безопасности и при прямых бронированиях, пояснив, что в РФ, к сожалению, существуют фейковые сайты отелей и гостиниц. "Самый надежный способ - бронировать в турагентстве", - резюмировал собеседник агентства.
Прогноз на турсезон
В целом уход крупного агрегатора с рынка туристических услуг, никак не повлияет на желание и возможность гостей организовать свой отдых на курортах юга России, считают опрошенные ТАСС участники отрасли. Так, загрузка уже на майские праздники, например, в Краснодарском крае может достичь 100%.
"Безусловно увеличится доля прямых бронирований. Те, кто хотел к нам приехать, приедут однозначно - на это никак не повлияет ситуация: есть Booking.com, нет Booking.com - он же не единственный в мире", - заявила председатель ассоциации отельеров и рестораторов города Сочи Анна Нетягина. В беседе с корр. ТАСС гендиректор туристической компании "Ривьера-Сочи" Белла Тарасова отметила, что сейчас курорты Краснодарского края активно бронируются уже на предстоящий высокий сезон, а загрузка на майские праздники приближается к 100%.
"Сезон будет хороший: да, будет сложный март, возможно, будет немного сложным апрель, хотя мне кажется все уже нивелируется", - заявила коммерческий директор управляющей компании "Русские Сезоны" Инна Рындина, уточнив, что, вероятно, большое количество россиян в этом году предпочтут зарубежным курортам отдых на юге страны.