9 декабря 2014, 19:21
Проблемы UTair

Кредиторы завалили авиакомпанию UTair исками

Объем требований кредиторов к UTair превысил 2 млрд руб.

МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Объем требований кредиторов к UTair превысил 2 млрд руб. Обеспечительные меры по одному из исков уже привели к заморозке счетов авиакомпании более чем на 1 млрд руб. Правительство России обсуждает меры поддержки третьей по объемам авиаперевозок компании в стране. А Росавиация отслеживает ситуацию с UTair в ежедневном режиме, говорят в Минтрансе. Но на выполнении обязательств перед пассажирами финансовые затруднения не скажутся, заверяют в  UTair.

Домино от кредиторов

Контрагенты начали массового подавать иски к  UTair в конце сентября: за два месяца в различные арбитражные суды поступило около 30 исковых заявлений - от аэропортов, банков и других партнеров. Общий объем требований к декабрю составил 1,5 млрд руб., следует из данных картотеки арбитражных дел (подсчеты ТАСС).

Среди крупнейших исков - требования на 118 млн руб. от "Газпром авиа" и 600 млн руб. от банка "Балтийское финансовое агентство". Кредитная организация требовала обеспечительных мер по кредитному долгу UTair , но суд ей отказал. По аналогичному требованию Альфа-банка суд пошел навстречу и ввел обеспечение по иску на $11,8 млн (640 млн руб.).

В начале декабря кредиторы UTair активизировались: в суды поступило еще более 10 исков к авиакомпании более чем на 720 млн руб. Свыше 90% от этой суммы приходится на иск лизинговой компании "ЮГРА СПб", требующий долг на 687 млн руб. по четырем векселям.

Пермская инвесткомпания "Авиализинг", которая судится с перевозчиком уже несколько лет, и вовсе подала заявление о банкротстве UTair (причина - невозврат долга на 3,5 млн руб.).

"Подача иска о банкротстве - это стандартный прием, которым пользуются кредиторы, имеющие часто малый размер задолженности. Этим приемом пользуется и UTair в отношении своих небольших должников", - прокомментировал иск "Авиализинга" гендиректор UTair Андрей Мартиросов, добавив, что это не влияет на фактическую работу авиакомпании.

 {article_photo:1634316:'Большинство исков к UTair суды рассмотрят в январе-феврале 2015 года':'left':'50'}

Существеннее для авиакомпании оказались последствия обеспечительных мер по иску Альфа-банка. Они привели к затруднениям в расчетах с аэропортами и другими поставщиками услуг, сообщил ТАСС представитель UTair . Заморожены денежные средства на $20 млн (более 1 млрд руб.) и имущество на $15 млн (около 800 млн руб.) - размер обеспечения почти в три превысил сумму иска. В компании принятые обеспечительные меры назвали "непропорциональными и противоречащими судебной практике".

Спасатели UTair 

Росавиация с октября в ежедневном режиме отслеживает развитие ситуации с авиакомпанией UTair и рассматривает различные варианты поддержки перевозчика, сообщил ТАСС министр транспорта Максим Соколов. "Мы понимаем точечные выверенные решения, подключаясь к работе с кредиторами, банковским сообществом и другими финансовыми институтами и лизинговыми компаниями", - добавил министр, напомнив, что "ситуация в целом в отрасли непростая".

Правительство России обсуждает вопрос оказания поддержки "ЮТэйр", сказал журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович, воздержавшись от других подробностей.

Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и Тюменской области (регионы, где активно работает UTair) заявили о создании консультативной группы вместе с основным акционером UTair - НПФ "Сургутнефтегаз". Эта группа займется финансово-экономическим оздоровлением авиаперевозчика. В пресс-службе правительства ХМАО пояснили, что планируется выработать "комплекс мер по реструктуризации кредиторской задолженности авиакомпании".

Региональные власти подчеркнули, что UTair должна и дальше работать бесперебойно "для обслуживания предприятий геологоразведки, строителей, нефтегазодобытчиков и населения регионов".

Кризис из 2013 года

Ухудшение экономических показателей у UTair началось еще в 2013 году. Тогда за первые полгода долговая нагрузка группы выросла почти на четверть, превысив 93 млрд руб., причем две три долгов были краткосрочными (более 62 млрд руб.). Тем летом компания досрочно выплатила по банковским кредитам более 4 млрд руб., но тут же взяла в долг более 6 млрд руб.

Отчетность по МСФО за 2013 год UTair не публиковала вплоть до 8 декабря 2014 года. Судя по ней, к концу прошлого года ситуация значительно ухудшилась. Группа закрыла год с рекордным в своей истории чистым убытком - он превысил 4,5 млрд руб. против прибыли в 178 млн руб. в 2012 году. При этом выручка увеличилась только на 5%, до 82,9 млрд руб., и с трудом покрыла операционные расходы - они достигли в 2013 году 82,2 млрд руб. К концу года долги UTair выросли почти до 114 млрд руб.

Нуждаясь в привлечении денег, совет директоров компании инициировал допэмиссию на 15 млрд руб. в пользу НПФ "Сургутнефтегаз" и компании "РЕ-Авиа". "РЕ-Авиа" должна была стать промежуточной компанией, через которую в капитал UTair планировалось привлечь нового стратегического инвестора. Но найти покупателя не удалось, допэмиссия не была завершена. А стремительное ухудшение ситуации на рынке авиаперевозок, обвал на туристическом рынке и девальвация рубля продолжили ухудшать экономику UTair.

Летом UTair с трудом удавалось находить деньги на поддержание операционной деятельности - доходило до задержек зарплаты персоналу. К концу июня компания почти полностью выбрала кредитные линии, открытые для нее Сбербанком, на общую сумму 22 млрд руб. Кроме того, была выбрана кредитная линия в банке "Россия" на сумму $130 млн. Осенью дочерняя компания "ЮТэйр-Финанс" допустила дефолт по двум облигационным займам на общую сумму 2,7 млрд руб. и привлекла Райффайзенбанк консультантом по реструктуризации финансовой задолженности.

Сейчас компания снижает издержки в рамках объявленной летом программы "Импульс". В частности, UTair сокращает маршрутную сеть на 20%, персонал и воздушный флот. По предварительным оценкам авиаперевозчика, "Импульс" позволит сократить расходы UTair на 10 млрд руб. до конца 2015 года.

Группа UTair входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок, в 2013 году перевезла 10,4 млн пассажиров и 171,5 тыс. тонн грузов. Более 60% акций UTair принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", остальные - дочерним структурам и миноритариям.