МОСКВА, 19 мая. /ТАСС/. Банк России намерен усилить контроль за кредитованием банками своих собственников - одной из ключевых проблем отрасли. С 1 января 2016 года игрокам будет гораздо сложнее скрывать такой бизнес от регулятора за финансированием формально независимых технических фирм. Как рассказал "Коммерсанту" зампред Банка России Василий Поздышев, ЦБ будет предлагать объединить в регулировании тему ограничения рисков на собственников банков с темой отсутствия у заемщиков признаков реальной деятельности.
"Дело в том, что анализ кредитных портфелей банков с отозванными лицензиями говорит о связи между невозвратными кредитами заемщикам с признаками отсутствия реальной деятельности и бизнес-проектами бенефициаров банков", - сказал Поздышев. Таким образом, выдавая кредиты техническим компаниям-прокладкам, банки зачастую маскируют имеющее место на самом деле финансирование бизнеса владельцев. Эту связь ЦБ как раз и собирается описать в нормативном акте в качестве отличительного признака кредитования банками своих собственников.
По сути, отмечает издание, план ЦБ сводится к тому, чтобы при определенном наборе фактов не просто требовать увеличения резервов по кредитам фирмам-однодневкам (как это делается сейчас согласно положению 254-П и само по себе давит на капитал банка), но еще и получить право мотивированным суждением классифицировать такие ссуды как выданные в интересах собственника, а значит, включать их в расчет нового норматива Н25, ограничивающего кредитование владельцев банка 20% от его капитала.
В отсутствие такой увязки (которую предлагается зафиксировать на уровне нормативного акта ЦБ) доказать связь с банком (или с его акционерами) заемщиков, имеющих признаки отсутствия реальной деятельности и вовлеченных в теневое кредитование бизнеса собственников, используя существующий сейчас инструментарий (например, МСФО), достаточно сложно, считает Поздышев.
Норматив Н25 банки будут обязаны соблюдать с 1 января 2016 года. Первоначально предполагалось, что он вступит в силу 1 января текущего года. Однако на фоне кризиса банкирам была дана годовая отсрочка.