7 июля 2015, 07:20

ФАС проверит все конкурсы "Автодора" за три года

Госкомпанию подозревают в участии в антиконкурентном соглашении

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена проверить все конкурсы госкомпании "Автодор" за последние три года из-за подозрений в участии в антиконкурентном соглашении. Об этом заявил замруководителя ФАС, курирующий борьбу с картелями, Александр Кинев, пишут "Ведомости". Что именно могло быть предметом такого соглашения, Кинев не говорит.

По его словам, внимание ФАС привлекли конкурсы на право строить и обслуживать ЦКАД. В прошлом году "Автодор" разыграл два участка: секцию I за 48,9 млрд рублей. получил "Стройгазконсалтинг", секцию V за 42,2 млрд рублей - АРКС. Оба конкурса уже были предметом антимонопольного разбирательства. АРКС пыталась обжаловать конкурс, который выиграл "Стройгазконсалтинг", а тот - конкурс, который выиграла АРКС.

ФАС отнеслась к этим жалобам по-разному, но итог для "Автодора" был одинаковым: на судьбе проектов эти претензии не отразились.

Что заинтересовало ФАС

Вновь появившиеся у ФАС подозрения Кинев объяснил "Ведомостям" так: "На мой взгляд, конкурсы должны выигрывать в том числе те компании, которые подают наименьшую цену. А когда компания, подавшая наибольшую цену, выигрывает конкурс, это всегда вызывает интерес".

В упомянутых конкурсах действительно побеждало не самое дешевое предложение, но и не самое дорогое, а на инвестиционных конкурсах "Автодора" ценовой критерий не единственный, напоминает представитель госкомпании: критерии оценки публиковались для ознакомления, все могли получить разъяснения. Цена и не должна быть главным критерием, поддерживает сотрудник одной из компаний, участвовавших в конкурсах "Автодора": самая дешевая дорога - не обязательно самая качественная, к тому же она может оказаться дороже в эксплуатации, потому что будет менее долговечной.

В зону внимания антимонопольной службы попадет не только ЦКАД, но и все конкурсы за три года (срок давности по антимонопольным делам), где организатором выступал "Автодор", все процедуры, в ходе которых каким-либо образом могла быть ограничена конкуренция, обещает Кинев. ФАС интересует госкомпания как заказчик крупнейших дорожных строек. Не считая упомянутых двух секций ЦКАД, с 2012 года "Автодор" разыграл еще пять крупных инвестконтрактов.
Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего "Автодор", от комментариев отказалась - только сообщила, что речь все же идет о полномочиях ФАС.

Мнения сторон

Участники строительных конкурсов "Автодора" не комментируют, согласны ли они с претензиями ФАС к госкомпании. В "Автодоре" заявляют, что к проверкам готовы: конкурсные процедуры предельно прозрачные и проходили в полном соответствии с законодательством и максимально открыто - в присутствии участников рынка, экспертов и журналистов, говорит представитель госкомпании.

Если ФАС найдет нарушения при проведении конкурсов, она сможет выдать предписание об их отмене, а если контракт уже заключен - сначала признать результаты конкурса недействительными, а затем подать отдельный иск о признании недействительной самой сделки, говорят эксперты. В то же время они полагают, что до этого вряд ли дойдет, поскольку в случае расторжения инвесторы могут потребовать компенсации расходов.

Претензии ФАС - скорее риск не для уже заключенных сделок, а для проектов, судьба которых решается сейчас, в первую очередь очередных участков ЦКАД, считают участники рынка. На секции I ЦКАД "Автодор" намерен заменить не справившийся со своими обязательствами "Стройгазконсалтинг": по закону контракт должен перейти к занявшей 2-е место на том конкурсе АРКС, но основной претендент - не допущенный к этому тендеру "Крокус". А по секциям III и IV после изменения финансовой модели предстоит внести существенные правки в конкурсную документацию и "это также серьезный антимонопольный риск", знает человек, участвующий в их обсуждении.