МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Доля новых заемщиков в микрофинансовых организациях (МФО) по итогам восьми месяцев 2024 года снизилась до минимальных значений за пять лет -18,8%. Ниже она была только в разгар пандемии коронавируса в 2020 году (18,3%). Об этом говорится в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir (есть в распоряжении ТАСС). Аналитики связывают сокращение доли новых клиентов с мерами ЦБ по охлаждению рынка кредитования.
"Доля новых заемщиков за первые восемь месяцев 2024 года составила 18,8%. В аналогичный период 2023 года она оценивалась в 20,5%, а максимальных значений за пять лет достигала в 2022 году - 23,8%. Ниже текущих значений доля новых заемщиков была только в 2020 году, то есть в период пандемии COVID-19. Тогда она составила 18,5%", - говорится в сообщении.
Спрос на услуги МФО при этом сохраняется на стабильно высоком уровне, подчеркивают эксперты, а сокращение доли новых клиентов в структуре выдач связано главным образом с мерами Банка России по охлаждению рынка кредитования. В частности, с третьего квартала 2024 года доля клиентов, чей показатель долговой нагрузки (ПДН) превышает 50%, не должна превышать 20% в структуре выдач МФО, а доля клиентов с ПДН выше 80% ограничена 10%. В этих условиях МФО корректируют свой аппетит к риску и делают ставку на работу с повторными клиентами, уже зарекомендовавшими себя с положительной стороны. Риск дефолта среди них существенно ниже.
Второй фактор, повлиявший на тренд, - это высокая конкуренция за заемщиков. Привлечение качественных новых клиентов стоит в несколько раз дороже, чем маркетинговые расходы на удержание лояльной аудитории, поясняют аналитики. Среди российских городов-миллионников за восемь месяцев 2024 года наименьшая доля новых клиентов была отмечена в Москве (16,1%), Санкт-Петербурге (17,1%), Воронеже (17,2%), Екатеринбурге (18,1%) и Красноярске (18,4%). Максимальная доля - в Волгограде (19,8%), Омске (19,7%), Челябинске (19,4%), Краснодаре (19,3%) и Казани (19,3%).
"Интересно, что на протяжении последних лет Москва и Петербург стабильно отличаются самым низким процентом новых клиентов. Таким образом, готовность МФО расширять свою клиентскую базу в регионе зависит не столько от уровня доходов местного населения, сколько от насыщенности рынка. Очевидно, в столицах конкуренция особенно высока и рынок достиг "стеклянного потолка", - отмечают авторы исследования.
Исследование основано на анализе 5 млн займов, выданных по всей России за период с января 2020 года по август 2024 года.