МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Россиянам в период экономического кризиса пришлось существенно изменить свое потребительское поведение - доля тех, кто перешел на более дешевые товары, выросла с 22% до 39%. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованные сегодня на сайте организации.
"Доля тех, кто сообщает, что уже больше полугода как перешел на покупку менее дорогостоящих товаров, с января по сентябрь выросла с 22% до 39%. К этой группе чаще можно отнести пожилых (49%) и малообразованных (50%) людей. В целом на потребление более дешевых продуктов перешли 62% наших сограждан (в январе таковых было 58%)", - сообщает ВЦИОМ.
Заметно выросло и число тех, кто уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 37% в сентябре).
Часть опрошенных применяют другие методы приспособления к кризису. Запасают продукты впрок 38%, выращивают больше овощей и фруктов на своем участке, делают заготовки 36%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 35%. Около трети (31%) стали тратить сбережения на повседневные расходы, 24% берут кредит в банке, 26% занимают в долг у знакомых, 23% принимают безвозмездную помощь от близких. Лишь 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26-27 сентября 2015 г. Опрошено 1600 человек в 46 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.