МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Правительство внесло в Госдуму проект закона о бюджете на 2016 год, а также основные направления налоговой политики, основные направления бюджетной политики и основные показатели прогноза социально-экономического развития на следующие три года, сообщает корреспондент ТАСС.
- Бюджет-2016 принципиально отличается от аналогичного документа, который готовился в 2014 году
- Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений налогового и таможенного законодательства
- Депутаты фракции КПРФ выступили с критикой законопроекта
- Фракция "Справедливая Россия" готовит альтернативный вариант
- ЛДПР рассматривают бюджет"как экстраординарный"
Бюджет-2016 принципиально отличается от аналогичного документа, который готовился в 2014 году. На следующий год правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017-2018 годы. Также на следующий год отменяется действие бюджетного правила, согласно которому максимальный уровень расходов определяется, исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.
Проект закона о федеральном бюджете будет внесен на совет Госдумы 24 октября, сообщил журналистам председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
"В соответствии с Бюджетным кодексом нашему комитету даются сутки, чтобы изучить полноту документов, которые должны представляться вместе с законом о бюджете. Поэтому комитет по бюджету начнет работать сразу, прямо сейчас для того, чтобы завтра мы смогли внести его на Совет Думы", - сказал он.
По словам Макарова, сам текст законопроекта о бюджете на 2016 год составляет 7624 страницы и весит около 7 кг.
Согласно документу, доходы бюджета в следующем году составят 16 трлн 098,7 млрд рублей, расходы - 13 трлн 738,5 млрд рублей, дефицит - 2 трлн 360,2 млрд рублей или 3% ВВП.
Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, учтены решения о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года (42%), а также изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения. Приняты во внимание повышение ставок утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси на 65%, введение утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.
Кроме того, в прогнозе доходов на 2016 год учтены дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли Банка России, зачисляемой в госказну.
В качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета был определен Резервный фонд. На покрытие дефицита из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 трлн рублей.
Госзаимствования традиционно являются основным источником финансирования дефицита бюджета, тем не менее их возможность будет существенно ограничена: на внутреннем финансовом рынке по причине сокращения спроса со стороны финансового сектора и рисков ухудшения условий заимствований; на внешних долговых рынках - в силу действующих санкций в отношении России.
В 2016 году "чистое" привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках планируется в объеме 393,2 млрд рублей, при этом объем "чистых" государственных внутренних заимствований РФ составит 300,0 млрд рублей, а возможности "чистого" привлечения денежных средств на международном рынке капитала оцениваются в 1,5 млрд долларов.
Важной особенностью проекта федерального бюджета на 2016 год является распределение бюджетных ассигнований не только в разрезе государственных программ и их подпрограмм, но и по основным мероприятиям государственных программ.
Что касается прогноза на 2016-2018 годы, то по базовому сценарию в следующем году рост ВВП составит 0,7%, инфляция прогнозируется на уровне 6,4%, а среднегодовая цена на нефть - 50 долларов за баррель. Среднегодовой курс, заложенный в бюджет на 2016 год, прогнозируется на уровне 63,3 рубля за доллар.
Депутаты КПРФ выступили с критикой проекта бюджета на 2016 год
Депутаты фракции КПРФ выступили с критикой проекта бюджета на 2016 год, который был внесен правительством в Госдуму.
"Мы практически полностью с бюджетом не согласны. За него голосовать фракция, естественного, не будет", - сказал ТАСС депутат Иван Никитчук. "Там все порезали, даже порезали на оборону деньги. На 14% сократили оборонные расходы в то время, как мы воюем в Сирии и, казалось бы, нужны дополнительны расходы. Социальную политику на 8% урезали", - добавил он.
По его мнению, правительство демонстрирует непрофессионализм и "не способно нормально руководить экономикой". "Правильно было сначала не бюджет рассматривать, а сперва поставить вопрос об отставке правительства", - указал коммунист. По его мнению, кабмин неоправданно сетует на нехватку средств.
"На самом деле в России денег достаточно много. Они находятся в фондах, которые не используются и в ценных бумагах американских, которые лежат грузом и, скорее, поддерживают американскую экономику, чем нашу. Что мы смотрим на нефть и газ? Вроде говорится, что это народное достояние, но добытыми нефтью и газом распоряжаются не государство, а частные фирмы, которые якобы государственные", - отметил Никитчук.
Он также подчеркнул, что помимо передачи полностью в собственность государства всех добывающих компаний, дополнительную прибыль принес бы и давно предлагаемый коммунистами закон о прогрессивной шкале налогообложения. "Ее ведение дало бы нам примерно около двух триллионов рублей дополнительных доходов", - добавил он.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктор Коломейцев (КПРФ) также указал на то, что многие статьи бюджета "урезаны" по сравнению с прошлым годом. "Мы считаем, что надо поднять расходы на образование, здравоохранение. К примеру, по данным ВОЗ, 5-7% от ВВП в бюджете должно направляться на здравоохранение. А у нас 3,5% всего идет - то есть, почти вдвое меньше. Поэтому надо увеличивать", - отметил Коломейцев.
По его мнению, необходимо также в 2016 году увеличить поддержку субъектов федерации. "Бюджет сверстан так, что по некоторым статьям идет урезание даже по сравнению с 2015 годом, или на уровне 2015 года без учета инфляции, которая зашкаливает за 12% в этом году", - добавил депутат.
В свою очередь первый замруководителя фракции КПРФ Сергей Решульский призвал каждого из однопартийцев подготовить свои замечания к проекту бюджета и передать их лидеру КПРФ Геннадию Зюганову до 30 октября. "13-го числа, если не изменилось ничего, будет рассматриваться проект бюджета в первом чтении, поэтому Геннадий Андреевич должен иметь время и возможность обобщить ваши оценки, предложения", - заявил Решульский, обращаясь к коммунистам на заседании фракции в четверг.
Депутаты-справороссы готовят альтернативный вариант бюджета
Фракция "Справедливая Россия" не будет поддерживать проект федерального бюджета на 2016 год и готовит свой альтернативный вариант. Об этом ТАСС сообщил первый замруководителя фракции думских справороссов Михаил Емельянов.
"Мы будем против правительственного бюджета. Нас не удовлетворяют подходы кабинета министров", - сказал Емельянов. Главная претензия, по его словам, в том, что "все кризисные последствие предлагается решать за счет среднего класса и бедных, не трогая при этом элиту и высшие слои". "Правительство не заинтересованно в поиске новых доходов, сокращая при этом социальные расходы. А такие источники доходов есть - в частности, принятие законов о прогрессивной шкале налогообложения , налога на роскошь, об отмене возврата НДС экспортерам", - пояснил справоросс.
Емельянов также сообщил, что депутаты фракции "Справедливая Россия" намерены разработать альтернативную концепцию бюджета на следующий год "с цифрами и расчетами".
ЛДПР не будет поддерживать проект бюджета
Фракция ЛДПР не будет поддерживать внесенный правительством в Госдуму проект бюджета на 2016 год. Об этом ТАСС заявил думский либерал-демократ, первый зампред комитета палаты по бюджету и налогам Сергей Катасонов.
"Фракция ЛДПР не может поддержать бюджет в таком виде", - сказал он. По словам Катасонова, либерал-демократы рассматривают его "как экстраординарный". "Проект бюджета 2016 года - это бюджет ожидания. Мы живет в надежде, что мировые цены на нефть вновь придут к ста долларам за баррель", - отметил депутат.
По выражению Катасова, заложенные правительством параметры - "это ручное управление, это жизнь по ситуации, это невозможность предусмотреть какие будут доходы и, соответственно, какие будут расходы".
При этом замглавы комитета по бюджету указал, что в рублевом выражении реальные доходы населения откатились на уровень 90-х годов. "Та дефляция, которая произошла, привела к тому, что население тратит на импортные товары в реальном выражении в 1,5 раза больше. Ситуация сжатия потребительского спроса колоссальная. Когда правительство выдает за заслугу то, что не отменяет индексацию пенсий зарплат - это профанация!", - подчеркнул он.
Депутат отметил, что даже если и будут выполнены все социальные обязательства, "купить мы на них сможем на 50 % меньше, чем двумя годами раньше".
Катасонов считает, что "единственным двигателем экономики может стать только потребительский спрос". "И правительство не понимает, что, зажимая его, мы никакой перспективы нашей экономики не даем", - заключил он.