МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Госдума рассмотрит в пятницу, 13 ноября, бюджет на 2016 год в первом чтении. Этот бюджет претендует на то, чтобы стать самым жестким и бескомпромиссным за последнее десятилетие. Депутаты неоднократно заявляли, что многие позиции бюджета будут оспаривать и в первом, и во втором чтении.
Не случайно, еще до рассмотрения бюджета в первом чтении, премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по поправкам ко второму чтению, когда традиционно рассматривается финансирование конкретных программ и мероприятий. Именно премьер напомнил, что первое чтение бюджета-2016 назначено на пятницу, 13-е. "Надеюсь, все пройдет благополучно. Тем не менее, мы должны обсудить некоторые развилки", - сказал он.
Согласно документу, расходы бюджета в следующем году составят 16 трлн 098,7 млрд рублей, доходы - 13 трлн 738,5 млрд рублей, дефицит - 2 трлн 360,2 млрд рублей, или 3% ВВП. По базовому сценарию прогноза на 2016 год, заложенному в бюджет, в следующем году рост ВВП составит 0,7%, инфляция прогнозируется на уровне 6,4%, а среднегодовая цена на нефть - $50 за баррель. Среднегодовой курс, заложенный в бюджет на 2016 год, прогнозируется на уровне 63,3 рубля за доллар.
Риски и страховки
Бюджет-2016 принципиально отличается от аналогичного документа, который готовился в 2014 году. На следующий год правительство формирует однолетний бюджет, не рассматривая прогнозные 2017-2018 годы. Также на следующий год отменяется действие бюджетного правила, согласно которому максимальный уровень расходов определяется, исходя из средней за предыдущие три года цены на нефть.
Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, учтены решения о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышение налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для "Газпрома". Кроме того, в прогнозе доходов на 2016 год учтены дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли Банка России, зачисляемой в госказну.
В качестве основного источника финансирования дефицита федерального бюджета был определен Резервный фонд. На покрытие дефицита из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 трлн рублей.
При этом газета "Коммерсант" сообщила, что Минфин РФ накануне обсуждения в Госдуме федерального бюджета оценил основные риски его исполнения на сумму более 1 трлн рублей, а значит Резервный фонд будет исчерпан в конце следующего года, а не в 2017 году, как предполагалось при составлении проекта бюджета. В министерстве считают несколько завышенными прогноз по цене на нефть, на газ и объемы добычи и экспорта нефти.
Перед парламентскими слушаниями, когда депутаты и лоббисты пытаются увеличить расходы бюджета, Минфин традиционно оценивает риски снижения доходов.
Займы в юанях
Госзаимствования традиционно являются основным источником финансирования дефицита бюджета. Тем не менее, их возможность будет существенно ограничена: на внутреннем финансовом рынке - по причине сокращения спроса со стороны финансового сектора и рисков ухудшения условий заимствований, на внешних долговых рынках - в силу действующих санкций в отношении России.
В 2016 году чистое привлечение денежных средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках планируется в объеме 393,2 млрд рублей, при этом объем чистых государственных внутренних заимствований РФ составит 300,0 млрд рублей, а возможности чистого привлечения денежных средств на международном рынке капитала оцениваются в $1,5 млрд.
В частности, финансовые власти уже заявили о планах разместить государственные долговые бумаги, номинированные в юанях среди китайских инвесторов в середине следующего года на сумму около $1 млрд.
Спорные моменты
Самые жаркие дискуссии по бюджету касались социальных вопросов. В первую очередь, активно обсуждалась судьба индексации пенсий в 2016 году. В частности, самым жестким было предложение провести однократную индексацию пенсий на 4%. Однако затем в бюджет заложили возможность второй индексации пенсий, размер которой будет определяться в зависимости от состояния российской экономики.
Вторым спорным вопросом при подготовке бюджета стала "заморозка" пенсионных накоплений третий год подряд. Сэкономленные на трансферте в Пенсионный фонд России средства в объеме 342,2 млрд рублей пойдут в резервы бюджета. Минфин выражал надежду, что их удастся сохранить до конца следующего года, а затем принять решение по наиболее эффективному использованию. Впрочем, социальный блок уже говорил о том, что эти средства могут быть направлены во второй половине года на доиндексацию пенсии до уровня фактической инфляции.
Еще один вопрос, который вызвал громкие споры, был связан с изменением налогового режима для нефтяной отрасли. В частности, речь идет о предложении Минфина по наполнению бюджета-2016 за счет изменения порядка расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Эти новации позволили бы дополнительно получить 600 млрд рублей в 2016 году. Однако это предложение встретило резкий отрицательный отклик как со стороны нефтяных компаний, так и от других министерств - Минэкономразвития и Минэнерго.
В итоге Минфин вышел с другими корректировками налогового режима. С одной стороны, предложил однократно повысить на 2016 год экспортную пошлину на нефть по сравнению с тем уровнем, который сейчас установлен на следующий год: вместо снижения до 36% сохранить ее на уровне 42%, это даст бюджету 200 млрд рублей. С другой стороны, Минфин предложил внести изменения в порядок исчисления НДПИ на газ, что принесет еще 100 млрд рублей дополнительных доходов.
Мнение депутатов
Дмитрий Медведев в середине октября сообщил, что все решения по проекту бюджета 2016 года принимались в результате многочасовых и тяжелых дискуссий, в том числе с представителями "Единой России". Однако, судя по всему, споры будут продолжаться и в ноябре. Так представители "Единой России" заявили, что намерены законодательно зафиксировать вторую индексацию пенсий в России в 2016 году, помимо уже предусмотренной в феврале на 4%, а также найти средства на индексацию стипендий нуждающимся студентам в 2016 году.
В свою очередь фракция "Справедливая Россия" будет голосовать против принятия проекта федерального бюджета на 2016 год, заявил накануне лидер партии Сергей Миронов. По словам Миронова, правительство предлагает пополнить госказну из карманов среднего класса и бедных слоев населения. В конце октября первый замруководителя думских справороссов Михаил Емельянов заявил, что фракция представит к первому чтению свой, альтернативный, вариант бюджета.
ЛДПР тоже заявила, что не будет поддерживать предложенный правительством бюджет-2016. По словам представителя партии, первого зампреда комитета ГД по бюджету и налогам Сергея Катасова, заложенные правительством параметры - это ручное управление, жизнь по ситуации и невозможность предусмотреть, какие будут доходы и, соответственно, какие будут расходы.
Депутаты фракции КПРФ также выступили с критикой проекта бюджета на 2016 год. По мнению ее представителей, правительство неоправданно сетует на нехватку средств: на самом деле в России денег достаточно много - они находятся в фондах, которые не используются.