Орловская область снизит транспортный налог для большегрузов из-за "Платона"

"Я вчера дал команду финансовому блоку, чтобы они просчитали возможность значительного снижения транспортного налога для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн", - отметил глава региона

МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Губернатор Орловской области Вадим Потомский поручил профильным ведомствам снизить транспортный налог на грузовики массой более 12 тонн. Эта мера, по мнению губернатора, позволит снизить для дальнобойщиков финансовую нагрузку, увеличившуюся после введения системы "Платон".

"Я вчера дал команду финансовому блоку, чтобы они просчитали возможность значительного снижения транспортного налога для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн", - сказал Потомский, подчеркнув, что вопрос о начале пилотного проекта по значительному снижению транспортного налога уже решен.

Снижение налога привлечет дополнительные деньги

Сейчас, к примеру, владелец "Камаза" с 12-литровым двигателем мощностью 300 лошадиных сил в Орловской области ежегодно платит 25,5 тысячи рублей (по 85 рублей за каждую лошадиную силу).

Потомский уверен, что выпадающие из регионального бюджета доходы от существенного снижения транспортного налога будут компенсированы за счет роста зарегистрированных грузовиков в области. "Когда у нас будет достаточно низкий транспортный налог, из других субъектов Российской Федерации эти перевозчики могут прийти к нам", - отметил он.

40 млрд на ремонт дорог

В России с 15 ноября действует система, обеспечивающая взимание платы с большегрузов массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам - "Платон". Сейчас за каждый километр пути дальнобойщики платят 1,53 рубля, в дальнейшем тариф будет расти. Все деньги пойдут в федеральный дорожный фонд и будут направлены на ремонт федеральных трасс. По итогам двух недель работы системы на ремонт дорог удалось собрать 550 млн рублей. Планируется, что в 2016 году сбор платежей принесет 40 млрд рублей.

При этом из федерального бюджета на разработку и внедрение "Платона" не было выделено ни копейки - программа реализовывалась за счет средств инвестора. "На сегодняшний день государство не затратило ни одной копейки на создание и введение в эксплуатацию этой систему. Этим занимается полностью частный инвестор, который был установлен правительством РФ, с которым Росавтодор заключил концессионное соглашение, четко регламентирующее все правила игры и все условия, которые должны соблюдать как государство, так и частный инвестор", - сообщил во вторник глава Росавтодора Роман Старовойт в интервью телеканалу "Россия 24".

Отчитываться о расходовании средств планируют перед всем народом. "Будет создан специальный раздел на сайте (platon.ru), где будет информация о том, какие средства, собираемые за счет системы "Платон", направляются на какие конкретно проекты", - сказал глава Минтранса Максим Соколов по итогам встречи с перевозчиками в Санкт-Петербурге, прошедшей 28 ноября.

"Платон" против "теневого" рынка

Появление "Платона" дальнобойщики восприняли негативно - по стране прокатилась волна протестов за взимание платы за проезд. На Кубани и Дагестане эту проблему решили быстро - после проведения переговорного процесса с властями водители грузовиков заявили об отказе от забастовок.

"Представители Российской ассоциации перевозчиков (Россап) и компаний-перевозчиков отметили свою удовлетворенность тональностью встречи и ответами ведомств, особо подчеркнув, что на территории Краснодарского края не планируется проведение каких-либо акций в ответ на ввод системы "Платон", включая перекрытие дорог", - сообщила пресс-служба ФКУ Упрдор "Черноморье".

Достичь компромисса с водителями удалось, в частности, благодаря решению правительства и депутатов снизить штрафы за отсутствие приборов учета на большегрузах до 5 тысяч рублей за первое нарушение и до 10 тысяч рублей за последующие. В процессе общения с дальнобойщиками было также отмечено, что ответственность за нарушения будет распространяться исключительно на собственников транспортных средств, а не на водителей.

Профсоюзы считают, что проблемы протестующих дальнобойщиков связаны не с вводом системы "Платон", а с работой в "теневом" секторе рынка. "Протест дальнобойщиков не лежит в трудовой сфере. Они являются самозанятыми предпринимателями, не вступающими в открытые трудовые отношения. Водители большегрузного транспорта выступают против введения нового налога на хозяйствующие субъекты", - заявил ТАСС президент Конфедерации труда России, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Борис Кравченко.

Кравченко считает, что "Платон" поможет в борьбе с "теневым" бизнесом в области грузоперевозок, обеспечит реальный контроль за грузоперевозками и снизит уровень эксплуатации водителей.

К настоящему времени в системе взимания платы зарегистрировано более 600 тысяч транспортных средств, что составляет примерно 60% от общего объема парка. При этом крупные компании с парком от 50 автомобилей и более зарегистрированы в "Платоне" на 90%.

"Платон" не приведет к подорожанию товаров

Введение системы "Платон" не приведет к существенному подорожанию товаров, считают власти Удмуртии и Ненецкого автономного округа. "Не более процента удорожание произойдет. Торговля у нас готова ко всему, проблемы в этом не видим", - сказала замминистра промышленности и торговли Удмуртии Галина Трегубова.

"За пользование федеральной дорогой от Кирова необходимо заплатить 602 рубля, при этом дополнительная нагрузка на каждый килограмм продукции составит около 3-х копеек, а надбавка за килограмм, доставленный из Сыктывкара, и вовсе близится к нулю, поскольку участок федеральной трассы на этом направлении всего 2 км", - сообщили ТАСС в пресс-службе администрации Ненецкого АО. "За проезд фуры из Санкт-Петербурга до Нарьян-Мара придется заплатить 3 тыс. 243 рубля, то есть доставка каждого килограмма груза увеличивается на 1,5 рубля", - добавили там.

Росавтодор также уверен, что взимание дорожного сбора за проезд большегрузов не окажет влияния на рост инфляции. "При утвержденных на сегодняшний день правительством РФ тарифах в системе взимания платы "Платон" увеличение стоимости перевозок грузов будет незначительным и в итоге отразится на повышении цен не более чем на 1%", - отмечает ведомство.

По данным Федерального дорожного агентства, стоимость транспортировки составляет 10% конечной стоимости товаров. Кроме того, в структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции - около 83% - это навалочные материалы.

Вопрос сохранения региональных дорог

После запуска системы "Платон" глава Татарстана Рустам Минниханов предложил создать рабочую группу для обсуждения последствий для региональных дорог, опасаясь, что поток большегрузов в целях экономии будет пользоваться не федеральными, а региональными трассами. "Мы должны подумать, что будет с нашими региональными дорогами, ведь весь поток большегрузов уйдет на региональные дороги. Над этим предлагаю подумать рабочей группе", - сказал Минниханов, добавив, что дороги Татарстана "не приспособлены для больших нагрузок".

Жители Калужской области свое решение уже нашли и инициировали взимать плату с большегрузов, которые едут по региональным дорогам, которые, также как и в Татарстане, не приспособлены к большим нагрузкам. "В ситуации с введением платы за дороги должен быть взаимный интерес и подход: кто наносит ущерб дорогам, тот вносит деньги на ее восстановление", - сказал первый заместитель председателя Заксобрания региона Виктор Бабурин.

"Я уверен, что население не поддержит тех, кто выступает за отмену платы. И сейчас мы вышли с инициативой именно по требованию нашего населения. Спросите у любого избранного (на выборах в сентябре - прим. ТАСС) депутата Заксобрания - они проводили встречи в округах. Не было ни одной встречи, где не поднимался бы вопрос (состояния) улиц и дорог в Калужской области", - отметил он.

Бабурин отметил, что основная часть дорог в Калужской области была построена с учетом нагрузки машин массой до 6 тонн, но после появления платных федеральных дорог не исключено, что на региональных трассах будут появляться грузовики массой более 12 тонн. Это будет приводить к разрушению дорог. "У нас яркий пример - дорога Медынь - Верея, в которую область вложила 450 млн рублей, она прослужила всего один год", - привел пример первый зампред Заксобрания.