Плата за тонны: о чем спорят дальнобойщики и власти

Юрий Смитюк/ ТАСС

Появление "Платона" вызвало недовольство дальнобойщиков и опасения по поводу роста цен. Власти заявляют об отсутствии рисков разгона инфляции и готовности к дальнейшему диалогу

МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/.  Введение платы за проезд по федеральным трассам для большегрузов и запуск системы "Платон" с 15 ноября вызвало акции протесты водителей грузовых автомобилей во многих регионах России, а также опасения участников рынка по поводу ожидаемого роста цен.

В свою очередь, правительство готово обсуждать пути исключения негативного влияния новой системы на бизнес, но не собирается отменять "Платон" или вводить мораторий на его применение.   

Мы должны обсудить с какими проблемами сталкиваются производители, перевозчики, сети и найти быстрые пути их решения
Аркадий Дворкович
вице-премьер РФ

Власти заверяют: влияние системы на рост цен не превысит десятых долей процента, а случаи необоснованного роста цен будут строго контролироваться и расследоваться.

Почему вводится плата

По данным Минтранса РФ, доля транспортных средств весом более 12 т составляет около 1,5 млн шт. или 25% от общего числа грузовых транспортных средств. По мнению экспертов, наибольший ущерб дорогам наносят именно "тяжеловесы". Решение о вводе платы с большегрузов реализовано в соответствии с федеральным законом, который был принят Государственной думой еще в 2011 году

Недовольство водителей большегрузов

Появление "Платона" дальнобойщики восприняли негативно - по стране прокатилась волна протестов против системы. Перевозчики  хотя и не выступают за безоговорочную отмену платы за проезд по федеральным трассам, требуют отсрочки ее введения.

Водители настаивали на тестовом режиме системы введении платы и выдачи водителям аппаратуры для подсчета километража, указывая при этом на неготовность новой системы к работе.  О необходимости дополнительной отладки системы заявили и в Минэкономразвития.

Наличие проблем со стартом "Платона" признал и глава правительства Дмитрий Медведев.  Глава кабмина указал, что допущенные при запуске системы  технологичные ошибки исправлены, и она работает.

По словам Медведева, власти сделали шаги навстречу водителям большегрузов, смягчив условия взимания платы.

Влияние "Платона" на цены

Отраслевые союзы производителей продовольствия и ритейлеров, такие как "Союзмолоко" и АКОРТ, заявили, что введение платы с 12-тонников приведет к ускорению инфляции на 2% от прогнозируемых ЦБ на будущий год 5,5-6,5%.

По мнению властей, вряд ли влияние дорожного сбора будет определяющим общей динамики роста цен.

По оценкам главы Сбербанка Германа Грефа, вклад в инфляцию нового дорожного сбора с большегрузов может составить 1,5%.

В то же время ранее замминистра финансов РФ Максим Орешкин говорил в интервью ТАСС, что новый дорожный сбор за проезд большегрузных машин по федеральным трассам не приведет к скачку инфляции в РФ, его вклад в рост потребительских цен составит максимум 0,1% в 2016 году.

По оценкам Росавтодора, запуск "Платона" отразится на повышении цен не более чем на 1%.  В ведомстве также указали, что основная доля перевозимой по автодорогам продукции - около 83% - это строительные материалы. Увеличение цены на продукты прогнозируется в пределах 0,3-0,4%, то есть всего на несколько копеек. Это практически безболезненно для потребителя, указали в ведомстве.

Уступки властей

Изначально тариф для грузовиков предполагалось установить  на уровне 3,73 рубля за километр, но затем условия были смягчены. Согласно подписанному правительством 10 ноября постановлению, до 29 февраля 2016 года за один километр проезда по федеральной трассе будет взиматься 1,53 рубля, а до конца 2018 года - 3,06 рубля. Предполагается, что с 1 января 2019 года плата станет для большегрузного транспорта полной - 3,73 рубля за 1 км.

В пятницу, 4 декабря, стало известно, депутаты Госдумы обещают не допустить роста тарифа в 1,53 рубля для дальнобойщиков после марта 2016 года.

Мы будем работать с правительством, чтобы с 1 марта 2016 года "рубль пятьдесят три" не рос. Нам надо посмотреть и увидеть, какие все-таки затраты и в какой сумме вырос товар во время транспортной услуги
Евгений Москвичев
глава комитета Госдумы по транспорту

Кроме того, 4 декабря практически в 100 раз были снижены штрафы за проезд  без оплаты. Штрафы за неуплату сборов будут взиматься в РФ с 1 мая 2016 года.

Выйти "из тени" 

Подавляющее большинство перевозчиков, 700 тысяч, зарегистрировались в системе взимания платы "Платон", бастует лишь небольшая часть, указал Медведев. Премьер подчеркнул, что зарегистрировавшиеся – крупные солидные компании, которые выполняют 85-90% всех перевозок внутри страны.

По оценкам премьер-министра, после снижения тарифа, сумма платы стала "пренебрежимой для абсолютного большинства грузов, который перевозится таким транспортом".

Как отметил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, внедрение "Платона" работает в пользу добросовестных грузовых перевозчиков, устраняя нелегальную часть рынка.

Недовольство части дальнобойщиков введением системы взимания платы с большегрузов связан с работой в "серой" зоне и нежеланием платить налоги, считают в Минтрансе.

"Многим будет не очень нравиться, что теперь, с учетом этой системы будет практически полный расклад у всех контролирующих органов, фискальных органов, как, в каком объеме и сколько перемещаются автомобили по дорогам нашей страны", - указал глава ведомства Максим Соколов.

По его словам, при создании системы взимания платы с большегрузов учитывался международный опыт, суть которого заключается в том, что за разрушение дорог платят те, кто их портит и на них зарабатывает.

Мировой опыт

Плата за пользование федеральными трассами для грузового транспорта – практика, распространенная во многих странах мира.

Германия

Плата за пользование автобанами и некоторыми другими магистралями для грузовиков (Lastkraftwagen-Maut) введена в январе 2005 г. Первоначально распространялась на грузовики массой более 12 т, с 1 октября 2015 г. порог снижен до 7,5 т.

Стоимость зависит от массы, числа осей и экологического класса автомобиля. Средняя плата - 0,135 евро за 1 км.

Австрия

Плата за пользование автомагистралями введена в 2004 г., распространяется на грузовики и автобусы массой более 3,5 т. Стоимость зависит от массы, числа осей и экологического класса автомобиля - от 0,156 до 0,4431 евро за 1 км.

Швейцария

Плата за пользование дорогами в целом распространяется на все грузовики массой от 3,5 т Стоимость зависит от экологического класса автомобиля. Составляет от 0,031 до 0,0205 швейцарских франков за тонно-километр. Также предусмотрена отдельная плата за въезд в страну иностранных грузовиков и других видов автотранспорта массой более 3,5 т

Франция

В настоящее время систем-аналогов "Платона" во Франции нет. С 1 января 2015 г. планировалось ввести систему Ecotax, однако из-за протестов перевозчиков ее развертывание отменили, разработчику была выплачена неустойка в 403 млн евро. Однако большинство автотрасс во Франции платные сами по себе, стоимость проезда по ним для грузовиков составляет до 0,35 евро за км.

Система Платон

Система "Платон", обеспечивающая взимание платы с грузовиков массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, действует в России с 15 ноября. Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования, установлена на уровне 1,53 рубля на один километр пути, в дальнейшем тариф будет расти. При этом помимо самой уплаты тарифа на грузовик необходимо установить специальное бортовое оборудование. В создание проекта вложено более 29 млрд рублей. Планируется, что в 2016 году сбор платежей принесет 40 млрд рублей. Эти деньги будут потрачены на ремонт федеральных трасс