30 декабря 2015, 17:08

Предновогодние продажи традиционно выросли, но не смогли побить результат прошлого года

Станислав Красильников/ ТАСС

Самыми ходовыми товарами, которые выбирают россияне в качестве новогоднего подарка, традиционно является бытовая техника и электроника

МОСКВА, 30 декабря. /ТАСС/. Традиционный для предновогоднего периода ажиотаж среди покупателей наблюдается и в этом году, однако в 2015 году россияне оказались менее активны и более избирательны в покупках, чем годом ранее. Об этом ТАСС рассказали опрошенные ритейлеры.

Самыми ходовыми товарами, которые выбирают россияне в качестве новогоднего подарка, традиционно является бытовая техника и электроника, отмечают ритейлеры.

"По отношению к ноябрю этого года продажи в декабре выросли на 31%, что может говорить об активной подготовке сограждан к новогодним праздникам - в этот период покупают технику и гаджеты не только для себя, но и в качестве подарка", - отмечает представитель "М.Видео" Ольга Кобзарева.

Тем не менее, объем продаж не превзошел прошлогодний результат. "В прошлом году продажи в предновогодний период содержали большую часть инвестиционных покупок, вызванных девальвацией рубля. Если сравнивать с продажами декабря 2013 года, рост в этом декабре составил 13% в денежном выражении", - добавила Кобзарева.

В "Связном" также отмечают рост продаж перед Новым годом, подчеркивая, что сравнивать их с ажиотажем прошлого года "не очень корректно, так как в 2014-м сильное влияние на спрос оказал фактор роста курсов валют, дополнительно стимулировавший приобретение дорогих гаджетов", сообщила представитель компании Мария Заикина. Предновогодний ажиотаж не обошел стороной и "Евросеть". "По результатам продаж основных игроков на рынке, за первые 3 недели декабря 2015 г. по отношению к трем последним неделям ноября 2015 г. на рынке смартфонов прирост в количестве составил 24% , в выручке - 29%. Рынок планшетов за рассматриваемый период продемонстрировал прирост 32% в штуках, в деньгах - 31%", - пояснила PR-директор компании Ульяна Смольская.

Рост продаж перед новым годом в "Мегафоне" составил 40%, а в "Билайне" - 20%, сообщили ТАСС в компаниях. В МТС наблюдают аналогичный тренд. "Мы зафиксировали кратное увеличение продаж гаджетов в своих салонах, однако динамика роста меньше, чем в прошлом году, когда мы наблюдали ажиотажный спрос на гаджеты в связи с волатильностью курса рубля", - сообщил представитель компании Дмитрий Солодовников.

Бренд имеет значение

"Покупатели продолжают обращать внимание на бренд - для них покупка техники остается возможностью инвестиции. При выборе электроники покупатели в большей степени обращают внимание на проверенный бренд и оптимальную функциональность", - считает Кобзарева. Лидерами по продажам в денежном выражении в декабре этого года являются телевизоры Samsung и iPhone 6/6S в различных модификациях. Кроме того, большим спросом пользуется малая бытовая техника, аксессуары и смарт-гаджеты, добавили в компании.

"Традиционно гаджеты считаются одним из самых популярных и желанных подарков на Новый год. Наиболее востребованными в декабре 2015 стали смартфоны таких производителей как Lenovo, Fly, LG", - отметила Смольская. При этом средняя цена смартфонов выросла на 16% до 12 тыс. рублей по сравнению с предновогодним периодом годом ранее. "Популярность смартфонов и планшетов связана с большим выбором новых моделей в различных ценовых категориях и функциональности", - считает Смольская.

Однако в "Связном" заметили, что россияне стали больше присматриваться к гаджетам среднего ценового сегмента. "В декабре россияне традиционно купили больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, тем более что крупные сети предлагают программы рассрочки. Однако в этом году часть клиентов все же была вынуждена предпочесть более бюджетные гаджеты", - прокомментировал представитель компании. Так, наибольшую динамику в 2015 году показали все также бренды Lenovo, LG, ZTE. "Изменилась структура покупок: клиенты склонны экономить и более тщательно анализируют соотношение цены и функциональности гаджетов", - добавила Заикина.

"Мегафон" также наблюдает изменения в предпочтениях потребителей. "Главное изменение - люди стали выбирать чаще В-бренды (бренды более низкого ценового сегмента - прим. ред.) . Если в 2014 году в ТОП-5 на рынке входили модели Samsung и Apple, то в 2015 году к ним присоединились модели Alcatel и Lenovo", - пояснила официальный представитель компании Юлия Дорохина. В "Билайне" самыми популярными гаджетами стали смартфоны "Билайн смарт5", ZTE Blade и iPhone 5s/6/6s, отметила представитель компании Анна Айбашева. МТС зафиксировали рекордные продажи флагманских смартфонов Samsung Galaxy S6 Edge или SamsungGalaxyNote 5, подчеркнул Солодовников, добавив, что средний чек в предновогодний период по сравнению с ноябрем вырос на 10-15%.

"Хиты продаж электроники прошлого года - внешние жесткие диски уступили места в топ 10 бюджетным смартфонам", - сообщила пресс-секретарь "Эльдорадо" Юлия Завьялова. Кроме того, популярны игрушки и конструкторы LEGO, телевизоры 40-42", Sony PS3. "В мелкой бытовой технике традиционно повышенным спросом пользуются блендеры, утюги, мясорубки", - добавила она.

Новогодний стол

Выбирая продукты для новогоднего стола, россияне стараются найти способы сэкономить, сохранив традиционные предпочтения: выбирают товары СТМ (собственная торговая марка ритейлеров) и по промо-акциям.

"Несомненно текущая экономическая ситуация повлияла на покупательскую активность россиян: они стали пересматривать свою модель поведения, покупая товары по акциям и выбирая собственные торговые марки сетей", - сообщил пресс- секретарь X5 (входит "Перекресток", "Пятерочка" и "Карусель") Олег Полетаев. Так, в "Перекрестке" доля товаров, приобретаемых по промо-акциям, в предновогодние недели увеличилась на 12% по отношению с аналогичным периодом 2014 года. В "Карусели" продажи по промо увеличились в 1,5 раза.

"Мы отмечаем, что покупатель стал более чувствителен к ценам и, как следствие, внимателен к промоактивности", - подтвердила тенденцию директор по внешним коммуникациям "Дикси" Екатерина Куманина, добавив, что в покупательской корзине стало чуть больше более дешевых продуктов, в качестве аналогов каждый второй покупатель выбирает товары под собственными торговыми марками.

Традиционный набор продуктов к праздничному столу остался популярным и в этом году, считают ритейлеры. "Динамика спроса не демонстрирует изменений традиционного набора продуктов в корзине покупателей. Составляя праздничное меню, покупатели из года в год отдают предпочтение ингредиентам для популярных салатов, выбирают шампанское и фрукты", - отметила Куманина.

В "Карусели" наибольший спрос отмечен на лососевую икру, мандарины, бананы, курицу и свиной окорок, форель и лосось, а также на игристые и шампанские вина, пояснил Полетаев. "По итогам декабря прошлого года наибольшим спросом в торговой сети "Перекресток" в предновогодний период пользовались курица, сервелат и буженина, лососевая икра, сыр, молочный шоколад, шампанское, новогодние сладкие подарки. Мы полагаем, что предпочтения наших покупателей в этом году не изменятся", - добавил он.

В "Метро" заметили повышенный спрос на подарочные наборы. "Клиенты приобретают их для корпоративных подарков своим партерам по бизнесу, и каждый год такие подарочные наборы пользуются повышенным спросом", - пояснила представитель компании в России Оксана Токарева.