28 сентября 2016, 12:50
Аналитика и интервью

Курс на независимость: как санкции повлияли на экономику РФ

Александр Щербак/ ТАСС

Несмотря на сложную ситуацию, некоторые отрасли экономики России выиграли от экономических ограничений

Падение цен на нефть, санкции в отношении России и ее ответные меры затормозили развитие отечественной экономики. В 2015 году ВВП страны сократился на 3,7%, промышленное производство — на 3,4%, инвестиции — на 8,4%, оборот торговли — на 10%, реальные доходы населения — на 4%.

Поиск новой модели развития России в непростых экономических условиях обсудят участники XV Международного инвестиционного форума "Сочи-2016", который пройдет 30 сентября-1 октября. Исследовательский центр ТАСС подвел итоги непростых двух лет и выяснил, что  некоторые отрасли выиграли от экономических ограничений, а страна в целом стала меньше зависеть от зарубежных партнеров.

Доля импорта продуктов питания снижается

Одним из главных бенефициаров девальвации рубля и политики взаимных санкций стало сельское хозяйство. По итогам 2015 года рост в отрасли составил 3%. В 2016 году рост продолжился: по итогам 7 месяцев он составил 3,2% в годовом выражении. Сказалась и активная государственная поддержка. В 2015 году на развитие сельского хозяйства было потрачено 220 млрд рублей из федерального бюджета, в 2016 году планируется направить 237 млрд рублей государственных средств.

Выпуск в пищевой промышленности в 2015 году увеличился на 2%.

Если же взять отдельные позиции, то производство свинины за год выросло на 13%, говядины — на 10,5%, птицы — на 9,6%, творога — на 7%, сыра — на 17%, картофеля — на 6,7%, овощей — на 4% (при этом объем реализации сельхозпроизводителями картофеля и овощей, благодаря возросшему внутреннему спросу, увеличился на 8,6% и 11,3% соответственно).

"Сейчас Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем… Впервые за долгие годы нам удалось достичь и даже превысить порог доктрины продовольственной безопасности по мясу. Доля отечественной мясной продукции в общем объеме ресурсов достигла 89%", — сообщил министр сельского хозяйства Александр Ткачев на заседании правительства 11 февраля 2016 года.

В результате России удалось переломить тенденцию роста зависимости от импорта продовольствия. Если за 15 лет с конца девяностых его объем увеличился в шесть раз, то в 2014 году уменьшился на 8%, до $41 млрд, а в 2015 году еще почти вдвое - до $23–24 млрд. По данным Росстата, благодаря этому доля импорта в розничной торговле продовольствием сократилась с 36% в 2013 году до 28% в 2015-м.

Одновременно растет экспорт сельхозпродукции и продовольствия, в 2015 году он достиг $16 млрд — это в пять раз больше, чем 10 лет назад. По экспорту зерна в сезоне 2014–2015 Россия установила новый рекорд — 31 млн т. В 2016 году она вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы. На внешние рынки вышли птицеводы и свиноводы.

Химическая промышленность на подъеме

Девальвация рубля способствовала подъему в химической промышленности. Рост в отрасли составил 6,3%. В том числе производство ряда удобрений и средств защиты растений увеличилось на 5%.

Выпуск фармацевтической продукции вырос на 8,9%, а по отдельным позициям (например, болеутоляющих и жаропонижающих препаратов, лекарств для лечения сахарного диабета, астмы и аллергии) — на десятки процентов. Достижению таких показателей содействовали и меры господдержки: реализация госпрограммы развития фармацевтики и ограничения на госзакупки импортных лекарств и медизделий (производство медизделий выросло за год на 19,4%).

Импортозамещение проявило себя в производстве товаров бытовой химии — рост на 6,6%, косметики — на 26,7%.

"Оборонка" набирает вес на внешних рынках

Благодаря гособоронзаказу, ставке на передовые технологии и активному позиционированию на внешних рынках активно развивается оборонная промышленность. На внешних рынках в 2015 году Россия продала оружия на $14,5 млрд (в 2013 и 2014 годах объем продаж составлял по $13,2 млрд), за восемь месяцев 2016-го — более чем на $7 млрд. Объем экспортных заказов по данным на март 2016 года превысил $56 млрд (в октябре 2015 года гендиректор компании называл цифру $45 млрд).

На развитие сектора повлиял и разрыв кооперационных связей с Украиной.

Рост в секторе легкой промышленности

В 2016 году к импортозамещению подключилась легкая промышленность (рост текстильного и швейного производства в январе – июле 2016 года к аналогичному периоду прошлого года составил 3,6%, производства кожизделий и обуви — 9%), перешли к росту деревообработка (0,9%), производство резиновых и пластмассовых изделий (5,9%), машин и оборудования (4%), в том числе в сельхозмашиностроении рост составил 24%, в производстве бытовой техники — 5,6%.

Слабый рубль поддержал внутренний туррынок

Ослабление рубля, закрытие ряда популярных направлений и запрет на выезд части категорий российских граждан дали толчок развитию внутреннего туризма. В 2014 году его объемы увеличились на 30%, в 2015 году еще на 20%, достигнув 50 млн человек. Одновременно выездной туризм сократился на 5,6 млн человек (31%).

В 2016 году, по оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), объемы выездного туризма сократятся еще на 25–30%, а рост внутреннего турпотока Ростуризм и представители отрасли прогнозируют на уровне 10–15%.

Девальвация рубля и внимание российских властей к отрасли способствовали развитию въездного туризма. По оценке UNWTO, Россия по итогам 2014 года заняла девятое место среди наиболее привлекательных направлений, страну посетило около 30 млн иностранных туристов, отрасль принесла ей порядка $12 млрд. По данным Росстата, в 2015 году въездной турпоток в Россию увеличился еще почти на 6%, или на 1,5 млн человек. За первое полугодие 2016-го показатель вырос еще на 10%, сообщил в начале сентября Российский союз туриндустрии со ссылкой на данные погранслужбы.

По данным Ростуризма, в летнем туристическом сезоне самым продаваемым турпродуктом впервые в истории стали внутренние направления.

Банковский сектор укрепился

Несмотря на сложности с привлечением финансирования, возросшие риски по кредитам и в целом сжатие российский экономики, отечественный банковский сектор не только продемонстрировал устойчивость, но и в известной степени укрепился. Благодаря усилиям Центробанка рынок покинуло значительное количество ненадежных его участников.

Кроме того, под угрозой западных санкций заработала национальная система платежных карт — операционный и клиринговый центр для обработки операций по банковским картам внутри России и оператор национальной платежной системы "Мир".

Был принят закон, регулирующий деятельность рейтинговых агентств, согласно которому заниматься ею в РФ могут только российские юридические лица, а также создано российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Таким образом, российские заемщики получили защиту от политически ангажированных оценок их кредитоспособности.

Инвестиции, перенос производств в Россию

Одновременно государство стимулирует иностранные компании к созданию производств в России. Так, они могут заключать специальный инвестиционный контракт, гарантирующий на срок до 10 лет неизменность налоговых и прочих условий. К тому же локализация производства позволяет им не потерять российский рынок в условиях санкций, а также получить доступ к госзаказам.

Один из первых подобных контрактов был заключен с дочерним предприятием немецкой фирмы по производству сельхозтехники CLAAS. Компания обязалась вложить 750 млн рублей в расширение мощностей предприятия в Краснодарском крае.

Интерес к механизму проявляют китайские инвесторы. Так, в ходе визита главы Минвостокразвития Александра Галушки в Пекин весной 2016 года обсуждалась возможность переноса на территорию России, в первую очередь в ДФО, китайских предприятий из 12 приоритетных отраслей, в том числе металлургии, энергетики, машиностроения, химической промышленности, телекома, сельского хозяйства, строительства.

О локализации производства в России думают производители одежды. Финская Finn Flare уже разместила здесь один цех, в апреле Минпромторг сообщил, что ведет переговоры на эту тему с компаниями "Декатлон" и Benetton.

Ярким примером того, как ограничения могут способствовать развитию целой отрасли, служит фармацевтическая промышленность. После введения запрета на госзакупки лекарств иностранных компаний при наличии хотя бы двух заявок от поставщиков из Евразийского экономического союза (до конца 2016 года для этого в ЕАЭС достаточно производить упаковку, а с 2017 года надо иметь здесь всю технологическую цепочку или производство лекарственной формы) за полгода около 10 крупнейших мировых фармкомпаний заключили с российскими партнерами соглашения о контрактном производстве лекарств.

Изменилась структура экспорта

Падение цен на нефть приблизило решение главной задачи, которую долгие годы ставят власти, — Россия начала слезать с нефтяной иглы. В 2014 году впервые объем ее несырьевого экспорта превысил объем сырьевого. В 2015 году в структуре российского экспорта на готовую продукцию и услуги пришлось 54%.

При этом в самом несырьевом экспорте доля топливно-энергетических товаров в 2015 году снизилась до 37% (с 46% в 2014 году), тогда как вклад машинно-технической продукции вырос с 12 до 16%, сельскохозяйственной — с 7 до 9%, химической — с 11 до 14%, металлургической — с 15 до 17%.

Доля несырьевого экспорта в ВВП составила в 2015 году 14,1% по сравнению с 12,5% в 2011-м.

О снятии санкций: минусы и плюсы

Если санкции против России будут отменены, "то и мы свои меры также скорректируем, изменим", предупредил в июне на Петербургском экономическом форуме вице-премьер Аркадий Дворкович. Сохранение Россией в одностороннем порядке ограничительных мер противоречит нормам ВТО.

Такая перспектива тревожит российских производителей и власти регионов, которые сделали ставку на импортозамещение. В первую очередь речь идет о сельском хозяйстве и производстве продуктов питания.

Европейские представители агробизнеса с нетерпением ожидают отмены антироссийских санкций, поскольку Россия воспринимается ими исключительно как экспортный рынок, признал Ткачев в мае 2016 года на коллегии ведомства. Впрочем, по его мнению, российские производители так просто не уступят завоеванную ими долю рынка: отечественный потребитель привык к их продукции, зачастую более качественной.

К тому же конкурентоспособности российской продукции помогает слабый рубль — его укрепление в ближайшие годы не прогнозируют ни власти, ни независимые эксперты.

При этом отмена западных санкций откроет российскому бизнесу доступ к дешевым деньгам, а значит, те же сельхозпроизводители смогут увеличить инвестиции в развитие. Нормализация обстановки приведет и к общему оживлению российской экономики, росту доходов населения (которые пока продолжают падать), а следовательно, и потребления, отмечают эксперты. Таким образом, спрос, в том числе на отечественную продукцию, вырастет. А возросшая конкуренция стимулирует производителей работать над качеством.

Государство же продолжит поддержку отечественного агропромышленного комплекса даже в случае отмены санкций.