МОСКВА, 2 марта. /Корр. ТАСС Анна Дементьева, Маргарита Шпилевская/. Министерство экономического развития, курирующее инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) общим объемом 700 млрд рублей, раскритиковало претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к ряду крупных концессионных соглашений, которые, по мнению участников рынка, представляют угрозу для всего механизма ГЧП.
Этот механизм обеспечивает финансирование таких проектов, как создание системы взимания платы за проезд большегрузных автомобилей "Платон" и строительство участков Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.
В частности, в январе этого года ФАС аннулировала результаты итогов открытого конкурса Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству на заключение концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги Стерлитамак - Магнитогорск, которая является одним из участков транспортного коридора Европа - Западный Китай. Это решение было воспринято рядом крупных концессионеров как опасный прецедент для рынка, после чего Минэкономразвития выступило с заявлением о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института ГЧП.
"В России сформирован рынок проектов ГЧП, в первую очередь концессионных. Реализуется свыше тысячи проектов. Общий объем заявленных частных инвестиций в эти проекты превышает 700 млрд рублей. Концессии и ГЧП - работающие инструменты привлечения частных инвестиций в инфраструктуру", - заявил заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. По его мнению, "в этой связи недопустимо принятие решений, которые подрывали бы устойчивость этого эффективного института". Воскресенский подчеркнул, что вопрос правомерности действий ФАС в отношении аннулирования отдельных конкурсов находится в компетенции суда.
Концессия является видом государственно-частного партнерства, при котором частный инвестор за свой счет модернизирует объекты инфраструктуры, а взамен получает право их эксплуатации и получения части прибыли.
Соблюдать требования закона
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но при этом получает компенсации из бюджета в виде так называемой платы концедента, являются незаконными, а также пообещал, что регулятор будет преследовать и разрушать такие "формы мошенничества", назвав их "имитацией концессий" и пригрозив уголовной ответственностью концессионерам и организаторам конкурсов.
По мнению ФАС, тендер на строительство дороги Стерлитамак - Магнитогорск в Башкирии фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход процедуры государственного заказа.
"Все расходы на строительство и содержание должны были покрываться из бюджета, частных инвестиций не предусматривалось. Таким образом, данный тендер фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход процедуры госзаказа", - рассказал ТАСС заместитель главы ведомства Рачик Петросян. Он подчеркнул, что согласно закону о контрактной системе для государственных нужд, закупка должна производиться в форме аукциона, а не тендера. Петросян пояснил, что принципиальное отличие концессии от госзаказа заключается в том, что концессия предполагает привлечение частных инвестиций и допускает лишь частичное финансирование со стороны государства.
По его словам, в целом ФАС поддерживает институт концессионных соглашений для привлечения частных инвестиций в различные государственные проекты, так как эти соглашения помогают модернизировать транспортную, коммунальную, социальную и другие инфраструктуры, значительно снижая нагрузку на бюджет. "Но при этом участники концессионных отношений должны соблюдать требования закона", - добавил Петросян.
После объявления итогов тендера в Башкирии один из его участников, компания "Южноуральская дирекция автодороги", чью заявку конкурсная комиссия сочла не соответствующей требованиям закупки, направила жалобу в ФАС. По мнению компании, доводы и замечания комиссии были сделаны "некорректно и необъективно", что явилось причиной нарушения прав и законных интересов заявителя. Управление ФАС по Башкирии отказало компании в удовлетворении жалобы, но приняло решение аннулировать итоги конкурса, сочтя, что организатор торгов - Госкомитет Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству - нарушил закон о концессиях, приняв на себя расходы на создание и использование объекта концессионного соглашения в полном объеме и необоснованно ограничив круг претендентов на участие в торгах из-за требования к наличию у них опыта финансирования таких проектов.
Опасный прецедент
Заявки на конкурс подавали шесть компаний, пять из них были к нему допущены. Победителем было признана компания "Башкирдорстрой", которая планировала получить в Газпромбанке более 3 млрд рублей на реализацию данного проекта. По словам исполнительного вице-президента, начальника центра ГЧП Газпромбанка Алексея Чичканова, действия ФАС ставят под сомнение как минимум шесть федеральных концессий с платой концедента.
"Это очень серьезный прецедент для всего рынка концессий, так как именно такие концессии с платой концедента, появившиеся с 2012 года благодаря поправкам в закон "О концессионных соглашениях", позволяют реализовывать проекты с частными инвестициями в дороги, где платы за проезд по ней может быть недостаточно для того, чтобы окупить инвестиции в ее строительство", - рассказал Чичканов ТАСС.
Как отметил заместитель руководителя ФАС, решения об аннулировании принимаются на основе поступивших жалоб от участников тендера, и пока жалоб по поводу других проектов в службе нет. "Дело по строительству дороги в Башкирии - самое крупное из подобных", - подчеркнул Петросян.
После аннулирования результатов конкурса в Башкирии "Башкирдорстрой" обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о признании решения ФАС незаконным. Предварительное судебное заседание назначено на 3 марта.
Правительство Башкирии приняло решение о заключении концессионного соглашения по строительству автодороги Стерлитамак - Магнитогорск в апреле 2016 года. Строительные работы планировалось начать до конца 2017 года. Общая стоимость проекта составляет около 14 млрд рублей, из них 25% должен предоставить частный инвестор. При этом почти 8 млрд рублей будет профинансировано за счет средств регионального бюджета.
Протяженность дороги превысит 170 км. В соответствии с условиями конкурса, концессионер был обязан построить дорогу за шесть лет, а затем эксплуатировать ее на протяжении следующих девяти лет. Доходы регионального бюджета от сбора платы за проезд за девять лет могут превысить 9 млрд рублей. Условия конкурса предполагают, что участок от Стерлитамака до села Кага будет эксплуатироваться бесплатно, а за дальнейший прямой проезд до села Аскарово будет взиматься плата в размере от 10 до 20 рублей. Расчетный поток составляет 2 тыс. автомобилей в сутки.
Дорога в Башкирии должна стать одним из участков транспортного коридора Европа - Западный Китай, о строительстве которого договорились президент РФ Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Этот коридор в свою очередь является частью международного инфраструктурного проекта Экономического пояса Шелкового пути. После окончания строительства коридора в 2023 году транспортировка основной части грузов между Европой и Китаем будет происходить не морским путем через Суэцкий канал, а через территории России и Казахстана.