КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Туризм становится заметной частью российской экономики
«56 млн наших граждан в прошлом году путешествовали по РФ. 24,4 млн туристов приехали в нашу страну — это хорошие показатели. Вклад туризма в экономику РФ составляет 3,47% ВВП, или 3 трлн руб. <…> Доля туризма в ВВП может вырасти до 5% и составить более 5 трлн руб.», — Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм).
«21,6 млн человек посетили Москву и потратили 860 млрд руб. на территории столицы. Это примерно 4% от ВРП Москвы. Потенциал не исчерпан, а недооценен. Наша задача — довести эту цифру до 8–10%», — Сергей Черемин, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы; председатель правления Делового совета по сотрудничеству с Республикой Индия.
Развитие туристической отрасли требует комплексного подхода
«Туризм — это отрасль экономики. Это индустрия гостеприимства, которая одна развиваться не может, только в симбиозе всех 53 отраслей мы можем создать комфортные условия для пребывания. <…> Подводя итоги ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 годы», скажу, что за это время были инвестированы более 27 млрд руб. федеральных бюджетных средств в инфраструктуру, более 8 млрд региональных денежных средств и более 80 млрд внебюджетных средств. Создано более 250 тыс. рабочих мест. <…> Мы готовим новую ФЦП на 2019–2025 годы: поступили заявки от 51 региона на сумму более 80 млрд руб. на финансирование из федерального бюджета, порядка 17 млрд руб. — из регионального и более чем на 400 млрд внебюджетных средств», — Олег Сафонов.
ПРОБЛЕМЫ
Конкуренция в туристической сфере обостряется
«Региональная и глобальная конкуренция — борются за одних и тех же клиентов. Люди дробят свои отпуска, потому что хотят увеличить количество впечатлений», — Марина Усенко, партнер Cushman & Wakefield.
Нехватка профессиональных компетенций у представителей российского турбизнеса
«Туризм — это и есть представители малого и среднего бизнеса. Это единственная отрасль, которая очень сложно формирует свои нужды. Турбизнес должен рассматриваться именно как бизнес. Многие представители индустрии не могут находить подход к тому, чем занимаются, как к бизнесу», — Ольга Ткачева, заместитель гендиректора по стратегическому развитию и маркетингу ООО «Флотилия».
РЕШЕНИЯ
Модернизация статистического учета и критериев эффективности
«Важно провести серьезную работу по модернизации статистического учета. Предполагаю, что число туристов выше, но мы не можем эту цифру посчитать. Необходимо использование достижений цифровой экономики и возможностей геопозиционирования. <…> Исходя из этого можно посчитать и денежный турпоток. И если эту работу проведем, то прямой вклад туризма в ВВП может быть выше», — Олег Сафонов.
«У Корпорации развития Северного Кавказа есть грандиозная миссия — создание медицинского кластера. Каждая республика Северного Кавказа и Ставропольский край будет наделены реабилитационной клиникой. Есть деньги, чтобы их построить, но встает вопрос, как эти клиники окупить. Во всем мире эффективность таких объектов оценивается не инкрементально, а по набору эффектов. <…> Деньги, которые вкладываются в бальнеологические проекты, возвращаются не напрямую», — Сергей Харитонов, гендиректор АО «Корпорация развития Северного Кавказа».
Введение безвизового транзитного режима
«Эксперимент в Китае в течение 5 суток дал уникальные экономические результаты. Транзитные туристы в течение дня с удовольствием проводили бы здесь время и получали бы ярчайшие впечатления. <…> Все это мультиплицированно давало бы эффект для московского бюджета», — Сергей Черемин.
Повышение качества обслуживания и транспортной доступности
«Очень высокие требования предъявляются к подвижному составу, потому что комфорт поездки является в железнодорожном путешествии самым важным критерием», — Петр Иванов, гендиректор АО «Федеральная пассажирская компания».
«В Финляндии есть тур для любителей рыбной ловли в Мурманске. Туристы приезжают в Хельсинки и чартером отравляются в Мурманск, но для этого необходимо использовать три вида транспорта. Мы создаем альянсы с перевозчиками, гостиницами, отелями и другими участниками этого процесса», — Ханна Лорен, директор Finnair Plc.
Информационная поддержка
«В нашей стране существует огромное количество глобальных медиахолдингов. Мы делаем колоссальное количество контента, посвященного туризму, который нужно просто взять и упаковать. А дальше мы готовы отдавать контент — чтобы его переводили, что-то с ним делали. Это тот контент, который приведет к нам туриста повторно. Нужно инвестировать в информирование», — Руслан Новиков, гендиректор АО «Аргументы и факты».
Индивидуализация и специализация турпродукта
«Китайские туристы, путешествующие по программам "РЖД-Тура", за 4 года дали четырехкратный рост. Сегодня на первом месте Европа. Также мы ориентируемся на рынки Индии и Индонезии, которые проявляют большой интерес к российским туристическим продуктам», — Петр Иванов.
«У нас появились уникальные объекты — например, космодром "Восточный". Дальний Восток — это магнит для азиатского рынка. До аэропортов Дальнего Востока два часа на самолете от городов Японии, Китая и Кореи. Экономический эффект, который мы можем там реализовать, значительно больше возможностей в центре России», — Денис Тихонов, гендиректор АО «Корпорация развития Дальнего Востока».
«Китайский Хейхэ и Благовещенск расположены друг напротив друга на двух берегах реки Амур и не имеют аналогов в азиатском регионе. Сейчас наши правительства обсуждают создание трансграничной зоны для туристического и экономического сотрудничества. Для того чтобы добиться максимальных результатов, городам необходимо развивать экономическую интеграцию», — Цинь Эньтин, председатель Собрания народных представителей г. Хэйхэ.
«Есть такое понятие, как спортивный туризм. Он был развит в СССР, огромное количество работников различных предприятий перемещалось по стране. Мы возрождаем это направление», — Илья Галаев, президент ВФСО «Трудовые резервы».