СП: заложенного в макропрогнозе роста ВВП не хватит для исполнения майского указа

Речь идет о достижении темпов роста российской экономики выше среднемировых
Редакция сайта ТАСС
15 октября 2018, 10:07

Здание Счетной Палаты РФ

МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Заложенные в прогнозе социально-экономического развития России до 2024 года темпы роста ВВП могут не обеспечить исполнение майского указа в части достижения темпов роста российской экономики выше среднемировых. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы, которое имеется в распоряжении ТАСС.

"По мнению Счетной палаты, заложенных в прогнозе темпов роста российской экономики может быть недостаточно для достижения цели, предусмотренной указом №204 - обеспечить темпы экономического роста выше мировых", - говорится в документе.

Заложенное в прогнозе замедление роста мировой экономики до 3,2% к 2024 году может не состояться, и тогда российская экономика будет расти темпами ниже среднемировых, пояснили в ведомстве.

"Счетная палата уже отмечала, что заниженные прогнозируемые показатели темпов роста мировой экономики создают риски недостаточности разрабатываемых мер экономической политики для достижения установленных президентом РФ целевых ориентиров", - отмечается в заключении.

Кроме того, при условии прогнозируемого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры возрастают риски сохранения темпов роста ВВП России в 2020-2024 годах не выше 2% в год.

"По мнению Счетной палаты, при условии прогнозируемого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры (снижение цен на нефть марки Urals на $6,2 за баррель (-10,3%) и ослабление курса рубля на 4,2 рубля за доллар (+6,6 %), возрастают риски сохранения темпов прироста ВВП в 2020-2024 годах, не превышающих 2%", - говорится в документе.

Достижение прогнозной динамики ВВП предполагается за счет реализации пакета структурных изменений - реализация нацпроектов, плана повышения доли инвестиций в ВВП и пенсионной реформы, указывают в ведомстве.

"При этом в прогнозе не приводятся конкретные оценки влияния (вклада) реализации национальных проектов, а также плана действий по повышению уровня инвестиционной активности на достижение темпов роста экономики России. Влияние пенсионной реформы на экономический рост также может быть переоценено, по мнению Счетной палаты, учитывая необходимость осуществления мер поддержки для граждан предпенсионного возраста", - подчеркивается в заключении.

Базовый сценарий макропрогноза (используется для расчета бюджета) предполагает, что ВВП России в 2019 году вырастет на 1,3% после 1,8% в 2018 году. В 2020 году рост ускорится до 2% и установится на уровне выше 3% в 2021-2024 годах.

"Принимая во внимание наличие рисков недостижения прогнозируемых темпов роста российской экономики, велика вероятность невыполнения задачи о вхождении России к 2024 году в пятерку крупнейших экономик мира", - говорится в документе.

По мнению Счетной палаты, для повышения качества прогнозирования следует предусмотреть вероятность внешних шоков: резкое падение или рост нефтяных цен, введение санкций, геополитические конфликты, торговые войны, влияющие на рост мировой экономики.

Счетная палата также считает, что консервативный вариант макропрогноза правительства недооценивает возможные негативные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий. "В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные негативные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий", - говорится в документе СП.

Прогноз, одобренный правительством РФ, который использовался для составления проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, был разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.