ПАРИЖ, 17 декабря. /ТАСС/. Минэкономразвития в ближайшее время направит в правительство налоговые предложения для стабилизации цен на топливо, заявил журналистам министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
"Да, сейчас кое-что предлагаем с точки зрения других механизмов (не с помощью сделки о заморозке цен - прим. ТАСС), которыми можно демпфировать эту всю ситуацию дополнительно к тому, что сейчас есть. Сейчас мы в ближайшее время наши предложения в правительство направим", - сказал он.
Он пояснил, что речь идет о налоговых предложениях. "Это касается изменения системы налогообложения. Это не изменение уровня (налоговой нагрузки - прим. ТАСС), это ряд структурных технических изменений", - сказал министр.
При этом Орешкин добавил, что сейчас ситуация на рынке топлива изменилась и оснований для роста цен на бензин нет даже в отсутствие сделки с нефтяниками. "У нас кардинально изменилась с тех пор ситуация на нефтяном рынке. Цены очень серьезно упали, а курс при этом остался на том месте, где он был. И у нас Рублевые цены на нефть упали процентов на 20. Поэтому другая вводная для рынка топлива - это, конечно же, фактор, который будет работать совсем в другую сторону, чем то, что мы видели в последний год", - пояснил министр.
Борьба с ростом цен
Правительство и нефтяные компании договорились с 1 ноября зафиксировать цены на бензин и дизель. Компании обязались до конца этого года заморозить цены в мелком опте на уровнях, оговоренных в специальном протоколе. Вице-премьер Дмитрий Козак обещал, что на этом уровне они позволят независимым сетям, которые закупают нефтепродукты у компаний, поддерживать минимальную маржу рентабельности. Однако представители АЗС не раз говорили о том, что в случае роста цены нефти их деятельность окажется нерентабельной.
Кроме того, с 1 января в России акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут на треть. Чтобы не допустить роста цен, правительство кроме заморозки цен приняло решение ввести компенсационный механизм - демпфер, который компенсирует нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке.
В интервью ТАСС глава Минэнерго Александр Новак говорил, что министерство считает необходимым в будущем обсудить возможность введения другого механизма - гибкого акциза на бензин и дизельное топливо, который был бы привязан к ценам на нефть. По его мнению, гибкий акциз является более простым, понятным и рыночным механизмом по сравнению с демпфером. Он заметил, что параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, в рамках которого предусмотрены демпфирующие механизмы, могут быть пересмотрены только после того, как будет понятен эффект от демпфера.
Ранее на пресс-конференции в ТАСС замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявлял, что считает гибкий акциз на бензин и дизельное топливо самым эффективным инструментом стабилизации топливного рынка. При этом ведомство не верит в возможность ведения такого акциза в 2019 году в качестве альтернативы демпфирующему механизму.
Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазанов отмечал, что Минфин готов участвовать в проработке этого вопроса, но министерство пока настроено скептически, так как при высоких ценах на нефть гибкий акциз может привести к тому, что придется доплачивать за то, чтобы нефтепродукты поставлялись на внутренний рынок.