МИНСК, 10 февраля. /ТАСС/. Белоруссия рассчитывает покупать нефть в РФ в нынешнем году по цене 83-85% от мировой без учета экспортной пошлины. Об этом заявил в понедельник первый вице-премьер республики Дмитрий Крутой.
"Сейчас цена для нас на 17% ниже мировой, это только на размер пошлины. А если мы пошлину уберем и возьмем чистую цену между компаниями, то она, по сути, мировая", - отметил Крутой, слова которого приводит агентство БелТА.
Представитель правительства отметил, что "сейчас весь сыр-бор идет в рамках ценообразования между компаниями", то есть между российскими поставщиками и белорусскими НПЗ. Крутой пояснил, что тема пошлины никак не касается компаний и никак не влияет на переговоры, они к этому не имеют никакого отношения. Он уточнил, что пошлины - это вопрос договоренности между правительствами, минфинами, межгосударственных отношений в ЕАЭС. "И здесь тема пошлин никак не участвует и никак не влияет на эти компании, на их, грубо говоря, доходность - российских поставщиков", - добавил представитель Совмина.
Крутой пояснил, что российские поставщики, поставляя нефть в Белоруссию "формально не платят в российский бюджет эту пошлину, а поставляя куда-то в Европу - платят". "Они [компании РФ] сами это признают, говорят, что пошлина на отношения с Беларусью не влияет никак", - сказал первый вице-премьер. Он напомнил, что когда подписывали Договор о ЕАЭС в мае 2014 года одновременно был подписан протокол между правительствами Белоруссии и России. Этот протокол предусматривал, что в бюджет Белоруссии до 2024 года [до создания в союзе общих рынков нефти и нефтепродуктов] "мы можем зачислять до $1,5 млрд экспортных таможенных пошлин на нефтепродукты". Крутой указал, что на тот момент это был определенный элемент компромисса между президентами, "чтобы, вступая в союз с добывающими странами, мы, не имея природной ренты, получали некую гарантию, что наша экономика не пострадает в конкурентной борьбе в условиях свободного рынка".
Поставки без премии
Крутой сообщил, что группа компаний "Сафмар" осуществляет поставки нефти в Белоруссию без премии к цене, белорусская сторона будет вести переговоры с другими компаниями по такой же схеме.
Он уточнил, что это сейчас вопрос переговоров, и отметил, что ценообразование по сравнению с западными странам должно быть одинаковым. На вопрос о том, удастся ли договориться поставлять нефть без премии, Крутой сказал: "[Михаил] Гуцериев [совладелец группы компаний "Сафмар"] же поставляет".
Крутой пояснил, что в соглашении между "Белнефтехимом", двумя белорусскими НПЗ и российскими компаниями из числа "большой пятерки" премия существовала юридически с 2012-го по 2015 год. По словам первого вице-премьера, когда Белоруссия платила всего лишь половину мировой цены, эта премия поставщикам нефти имела какой-то экономический смысл. Крутой подчеркнул, что теперь платить эту премию - "сумасшествие".
Он пояснил, что в так называемую мировую цену входят две составляющие. Речь идет о цене между компаниями, то есть чистая, без премии, а также о той пошлине, которая существует по условиям российского налогового маневра. Крутой указал, что "суммарно - это минус 17% к той котировке, которую мы видим на Brent, и все остальное". "Добавляя премию, россияне хотят эту цену увеличить", - указал Крутой.
По его словам, российские компании "поставляют на западные рынки по формуле этого чистого нетбэка, это международная методика". Крутой считает, что такую методику нужно применять и к Белоруссии.
Он полагает, что поставками нефти в Белоруссию могут заинтересоваться "средние и мелкие компании, которые не имели доступа к трубе". "Они [компании] транзитную декларацию в принципе не могли получить для поставок в Беларусь. Если они посчитают, что им везти куда-то непонятно, им проще в трубу зайти и не связываться с танкерами или чем-то еще, им будет выгодно [поставлять в Белоруссию]", - отметил первый замглавы белорусского правительства.
По его словам, Минск на переговорах будет доказывать, что белорусский рынок все равно является выгодным с точки зрения поставок для компаний РФ даже в условиях отсутствия премии.
О налоговом маневре
Крутой напомнил, что с 1 января 2015 года в РФ начался первый этап налогового маневра. "Мы, видя, что такая ситуация происходит, провели переговоры, и они согласились тогда для компенсации в 2015 году зачислять в наш бюджет столько пошлин, сколько получится. То есть вот это ограничение - до $1,5 млрд на год - снималось. На один только 2015 год", - уточнил Крутой. Он отметил, что тогда цена на нефть упала до $50 за баррель, и Белоруссия получила только $1,3 млрд. По словам Крутого, снятие этого лимита не сработало. "По базовому соглашению, мы за эти $1,5 млрд не перепрыгнули", - заявил первый вице-премьер.
После начала действия маневра, продолжил он, для Белоруссии цена нефти начала расти. Крутой сообщил, что с 2016-го по 2018 год Белоруссия получила суммарно только $2,3 млрд пошлин. По словам первого вице-премьера, в 2015 году было получено $1,3 млрд, но затем из-за влияния маневра "мы получили только $2,3 млрд за три года". Крутой уточнил, что это в среднем по $700-800 млн, добавив, что "и сейчас где-то примерно такая же сумма".
По словам первого заместителя премьер-министра Белоруссии, с учетом того, что маневр должен продолжаться, сумма разниц этих таможенных пошлин между нефтепродуктами и нефтью будет "скукоживаться" для бюджета страны. Крутой считает, что в 2024 году Минск сможет выйти на мировую цену. "Уже нам будет просто без разницы, где покупать - в России или нет", - указал он.
Транзит нефти
Крутой сообщил, что Минск рассчитывает достичь договоренности с российскими компаниями - поставщиками нефти, чтобы они с 15 по 23 февраля обратились с заявками на транзит в соответствующие структуры.
"Консультации [по поставкам нефти] в эти дни начнутся. Подробностей пока нет", - сказал он. При этом Крутой отметил, что "Транснефть" с 15 по 23 февраля будет принимать заявки на мартовский транзит и это то самое окно, на горизонте которого стороны должны достичь договоренности, чтобы компании-поставщики успели обратиться с соответствующими заявками в Министерство энергетики России, а ведомство в свою очередь дало "Транснефти" указания "пустить в трубу".
Альтернативные поставщики
По словам Крутого, Белоруссия, несмотря на последние договоренности с РФ по поставкам нефти, продолжит активный поиск альтернативного сырья. Как уточнил Крутой, президент четко поставил задачу, чтобы правительство отрабатывало все направления и не снижало градус консультаций. "Мы это все продолжаем, в том числе и с Казахстаном", - сказал он.
Крутой отметил, что вопрос по транспорту с Казахстаном "вроде уже решен". По его словам, у Казахстана были сверстаны все экспортные контракты, "в конце декабря началась вся эта эпопея". Таким образом, указал Крутой, Казахстану нужно пересматривать экспортный портфель, чтобы сейчас что-то выделять для Белоруссии. "Но они этим занимаются и обещают, что какой-то объем для Беларуси они соберут", - сказал первый вице-премьер.
Отвечая на вопрос, есть ли новые контракты на альтернативные поставки в республику нефти, кроме норвежской, Крутой сказал, что подписанных контрактов пока нет. Однако, как отметил, первый вице-премьер, работа идет в режиме онлайн, "что-то появляется, что-то отваливается". По словам Крутого, "такой интерес возник у всех к нашей стране, но это неплохо".
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на фоне разногласий с Россией по условиям поставок нефти в республику поручил правительству проработать альтернативные варианты поставок. В частности, ранее президент своим указом уполномочил правительство республики на переговоры с Казахстаном относительно проекта соглашения по поставкам нефти. 5 февраля вице-премьер белорусского правительства Игорь Ляшенко заявил, что соглашение по поставкам казахстанской нефти находится в высокой степени готовности, осталось решить административные вопросы.
Контракты на поставку в Белоруссию российской нефти завершились 31 декабря 2019 года. С тех пор стороны ведут переговоры об их продлении. С 4 января поставки нефти в Белоруссию возобновили подконтрольные российскому бизнесмену Михаилу Гуцериеву компании "Русснефть" и "Нефтиса". Первая партия норвежской нефти поступила 26 января на ОАО "Нафтан". 7 февраля прошли очередные переговоры по нефти с участием президентов Белоруссии и России, по результатам которых было заявлено, что Москва и Минск продолжат переговоры о поставках нефти исключительно на коммерческих условиях.