Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Государство раскрывает акционеров аэропортов

11 сентября 2013, 21:02 UTC+3

Бенефициары транспортных узлов попадут под постоянный контроль государства

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Акционеры международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций и вокзалов - физические лица, владеющие более чем 1% акций в уставном капитале компании-оператора напрямую или косвенно, - попадут под постоянный контроль государства. Эксперты не уверены в работоспособности инициативы.

Власти раскроют конечных владельцев

Законопроект "О раскрытии информации о бенефициарных владельцах хозяйствующих субъектов, владеющих особо значимыми объектами транспортной инфраструктуры" подготовило Минэкономразвития РФ по поручению правительства. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 26 сентября 2013 года. Документ вводит понятие бенефициарного владельца - это "физическое лицо, осуществляющее контроль над юридическим лицом" - и вводит набор обязанностей по раскрытию сведений о структуре владения компаниями, которые являются "особо значимыми объектами транспортной инфраструктурой". Такими объектами признаются международные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции и другие объекты, которые будут включены в перечень особо значимых транспортных объектов правительством РФ.

Компания будет обязана раскрывать информацию о себе или своем бенефициаре - как в текущем режиме, так и по запросу уполномоченных органов. В частности, сторонняя компания при вхождении в капитал компании-оператора инфраструктуры должна будет раскрыть своего конечного владельца не позднее чем через 30 дней с момента получения контроля. При этом законопроект прописывает, что раскрытие проводится в любом случае, вне зависимости от того, покупает ли юридическое лицо акции напрямую, получает ли в доверительное управление или устанавливает контроль через третьих лиц. То же самое должен сделать человек, получающий контроль в компании- операторе. О факте сделки или установлении контроля юридическое и/ или физическое лицо должны сообщить самой компании-оператору.

Кроме того, бенефициара дополнительно обяжут представлять о себе информацию по запросу компании- оператора и/или федерального органа исполнительной власти. В дальнейшем бенефициар, владеющий прямо или косвенно более чем 1% акций, обязан будет представлять о себе информацию компании-оператору по установленной форме.

Суд и ФСБ проконтролирует

Получив информацию от бенефициаров, компания-оператор, согласно законопроекту МЭР, обязана передать ее уполномоченному органу. На это отводится 30 дней с момента получения информации от бенефициара. В такой же срок компания-оператор обязана отреагировать на запрос уполномоченного органа.

За неисполнение требований Минэкономразвития предлагает ограничивать физическое или юридическое лицо в праве голоса на общем собрании акционеров. Так, уполномоченный орган сможет обратиться в суд, а суд сможет принять решение о лишении акционера права голоса. Для определения бенефициаров оперативным подразделениям ФСБ разрешат проводить оперативно-розыскные мероприятия, а результаты этой работы могут быть использованы как доказательная база в суде.

Предполагается, что закон вступит в силу в момент опубликования, после чего все бенефициары, которые на момент подписания закона владеют прямо или косвенно более чем 1% акций в аэропортах, портах или ж/д вокзалах, обязаны будут раскрыться в течение трех месяцев после подготовки всех необходимых форм документов. После этого еще в течение месяца компании-операторы, получив информацию от бенефициаров, должны будут передать ее уполномоченному органу.

Если компания-оператор не представит вовремя необходимые сведения или представит недостоверную информацию, ее менеджерам грозит штраф от 40 до 50 тысяч рублей, а самой компании - штраф от 300 до 500 тысяч рублей. За те же действия акционеру компании-оператора грозит штраф от 50 до 200 тысяч рублей.

Откуда интерес к владельцам

Претензии по структуре владения транспортным активом неоднократно возникали к одному из московских аэропортов - Домодедово. В очередной раз они были предъявлены после теракта в Домодедово в январе 2011 года. Сразу после трагедии Дмитрий Медведев, тогда президент России, возмутился недостаточными мерами безопасности в аэропорту. Он добавил, что за произошедшее "должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта".

Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема, по мнению ведомства, "позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово". Владелец московского аэропорта Домодедово — кипрский офшор Hacienda Investments Limited, заявила тогда Счетная палата России. Но Генпрокуратура так и не смогла установить конечных владельцев Домодедово. В ведомстве "так и не нашли ту самую "последнюю матрешку", говорил заместитель генпрокурора Александр Буксман. Тогда он предложил узаконить раскрытие информации о собственниках для офшоров.

Спустя два года - в 2013-м - тема получила новое развитие. В марте правительство поручило Минэкономразвития подготовить соответствующий законопроект. А на совещании по вопросу развития столичного авиационного узла 3 июля президент Владимир Путин подтвердил позицию о том, что все участники проектов по развитию Московского авиационного узла должны быть известны. "Необходимо, чтобы все участники проекта находились в российской юрисдикции, с известными бенефициарами, - заявил он. - Это важно для того, чтобы четко понимать, кто, за чей счет и в каком объеме будет финансировать развитие аэропортовой инфраструктуры, и за что отвечать в конечном итоге".

По итогам совещания было решено, что управляющим компаниям московских аэропортов могут быть предоставлены госгарантии для привлечения кредитов в целях реализации инфраструктурных проектов. Но управляющие компании должны обеспечивать раскрытие информации о конечных бенефициарах.

Кто чем владеет

Домодедово сейчас единственный полностью частный аэропорт в Москве. Его владельцем в мае 2011 года был назван председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик. Тогда компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, заявила о планах по выходу на IPO. Каменщик был назван 100-процентным бенефициаром DME Limited, владеющей и управляющей Домодедово. IPO не состоялось, и в феврале 2012 года офшорная компания была закрыта, а активы переведены в другой офшор.

В "Аэропорте Внуково" государство через Росимущество владеет 74,7% акций. Остальные акции - у ОАО "Внуково Инвест". В "Международном аэропорте Внуково" у Росимущества - 25% плюс 1 акция; остальные - у ОАО "Авиационно-Нефтяная Компания". По итогам серии сделок, проведенных конечными бенефициарами внуковских активов летом 2013 года, 58,44% компании "Международный аэропорт Внуково" перешли в косвенное владение компании Corwell Finance Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Этой же компании после реализации оферты миноритариям "Внуково Инвест" перейдет в косвенное владение 25-процентный пакет в "Аэропорте Внуково".

Получить оперативный комментарий во Внуково и Домодедово ИТАР-ТАСС не удалось.

Аэропорт Шереметьево почти полностью принадлежит государству, но по решению правительства приватизация 83,04% акций ОАО "Международного аэропорта Шереметьево", находящихся в федеральной собственности, должна быть проведена к 2016 году. Ранее менеджмент аэропорта предлагал Росимуществу рассмотреть вариант привлечения в актив стратегического партнера по развитию аэропорта.

Сейчас Шереметьево ведет прием заявок от компаний, желающий развивать северную зону аэропорта. Уже подали заявки "Инжиниринговая корпорация Трансстрой" /входит в холдинг "Базовый элемент" Олега Дерипаски/, "Аэропорт Кольцово" /холдинг "Ренова" Виктора Вексельберга/ и TPS Avia group /считается участниками рынка структурой предпринимателей Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, ранее партнеров по инвестгруппе ТПС/.

Неочевидные результаты

В Минтрансе ИТАР-ТАСС сообщили, что в ходе согласования в установленном порядке направят свои предложения в Минэкономразвития.

Практика введения требований по раскрытию информации о бенефициарах компаний достаточно распространена в мире, но работоспособность нынешнего законопроекта пока неочевидна, считают эксперты. "Вопрос в том, как будет определяться достоверность предоставляемой информации, когда речь идет об активах, находящихся, например, в доверительном управлении, поскольку формальный собственник активов может не совпадать с реальным получателем дивидендов", - отмечает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.

По мнению юриста, возникнут трудности с предоставлением информации в тех случаях, когда собственником объекта инфраструктуры будет являться публичная компания, у которой сотни и тысячи акционеров. "Особенно важно, какова будет процедура оспаривания решений госорганов, посчитавших недостоверными представленные сведения о собственниках, а также то, на кого ляжет бремя доказывания, - отмечает Зеленин. - От этих процедурных моментов и будет зависеть, во что превратится закон: в цивилизованный инструмент контроля или в "дубинку" против неугодных собственников".

Замглавы инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский считает, что сложности могут возникать и в случаях, когда собственником объектов выступает компания, зарегистрированная за пределами России. "Определение выгодоприобретателя в этих случаях связано с законодательством зарубежной юрисдикции, - напомнил он. - Практика показывает, что процедура выявления конечного бенефициара во многом носит заявительных характер, как это было, например, в случаях с Домодедово /в мае 2011 года владельцем оператора Домодедово была названа компания DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн, а ее конечным бенефициаром - Дмитрий Каменщик; но позднее бенефициар вновь был скрыт - прим. ред/, а еще ранее с нефтяной компанией ЮКОС".

Сложные офшорные схемы могут быть, с одной стороны, вполне легальными, говорит Ходоровский, но с другой - найти конечного бенефициара в них с помощью розыскных мероприятий не удается.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама