ТАСС-ДОСЬЕ. К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Ее поставки из СССР в Восточную Европу тогда осуществлялись только железнодорожным транспортом. 18 декабря 1958 г. на X сессии СЭВ в Праге было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений в Башкирской и Татарской АССР в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Он получил название "Дружба". Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 г.
Проект нефтепровода был разработан московским институтом "Гипротрубопровод" и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности. Нефтепровод начинался в Альметьевске (Татарская АССР), далее его маршрут пролегал через Куйбышев (ныне Самару), Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Мозырь (Белорусская ССР). После Мозыря трубопровод разветвлялся на два направления: на север, через Брест и Польшу и далее к городу Шведт (ГДР); и на юг, через Украину, Броды и далее к Братиславе, Праге и Будапешту с разветвлением в венгерском городе Шаги.
Агрегаты для насосных станций поставлялись из ГДР, средства автоматики - из Венгрии, различная арматура и клапаны - из Чехословакии. Поставками труб, техники и основными проектными и строительными работами занимались предприятия СССР, в том числе тресты Министерства нефтедобывающей промышленности и Главного управления газовой промышленности СССР.
Строительство началось 10 декабря 1960 г. в районе Карпат, на самом сложном участке. В 1962-1963 г. были завершены работы над участками нефтепровода в Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР, до октября 1964 г. они работали на перекачку нефти, которую сгружали на границе из железнодорожных цистерн. На территории СССР строительство вели ряд трястов Министерства нефтяной промышленности СССР.
15 октября 1964 г. состоялась официальная церемония ввода в строй нефтепровода "Дружба". Подача нефти от Альметьевска в страны СЭВ была запущена 4 ноября 1954 г. В 1967 г. за проектирование трубопровода "Гипротрубопровод" был награжден орденом Трудового Красного Знамени. О строительстве трубопровода был снят документальный фильм "Магистраль" (режиссер - Роман Григорьев).
Общая длина трубопровода составила 4 тыс. 665 км (в том числе по территории СССР 3 тыс. 4 км, Польши - 675 км, Чехословакии - 836 км, Венгрии - 123 км, ГДР - 27 км). На тот момент "Дружба" была самым протяженным нефтепроводом в мире. Также от нефтепровода на территории Советского Союза были сделаны около 300 км ответвлений к ближайшим городам. Диаметр труб на участке от Альметьевска до Мозыря - 1020 мм, далее - от 529 до 720 мм. В СССР нефтепровод пересек 458 водных преград и оврагов, в том числе 18 крупных рек, включая Волгу, Дон, Десну и Днепр. Подача нефти по трубопроводу осуществлялась с помощью 80 насосных станций. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн т в год.
В 1969 г. было начато расширение пропускной способности "Дружбы", в 1974 г. была построена вторая нитка трубопровода диаметром до 1220 мм. В 1978 г. было сооружено ответвление от "Дружбы" к нефтеналивным терминалам в Литве и Латвии через г. Унечу (в г. Полоцке он соединяется с магистральным нефтепроводом "Сургут-Полоцк").
В июле 2006 г. из-за аварии на ответвлении от трубопровода "Дружба" неподалеку от г. Унечи произошла утечка нефти: площадь загрязнения составила до 1 тыс. кв. м. В результате прокачка сырья по этому участку в сторону Полоцка и Прибалтики была прекращена. Его восстановление планируется в 2018 г. Вместо пострадавшего участка для экспорта нефти, который ранее осуществлялся через терминалы в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия), в 2009-2012 гг. был построен нефтепровод "Балтийская трубопроводная система- II" (Унеча - Андреанополь - Усть-Луга), который связал трубопровод с российскими портами на Балтийском море.
По нефтепроводу "Дружба" в страны дальнего зарубежья ежегодно поставляется 66,5 млн тонн нефти (из них около 30 млн т приходятся на долю БТС-2). В настоящее время длина российского участка с учетом ответвлений составляет 5 тыс. 124 км, а общая протяженность "Дружбы" - 8,9 тыс. км. Грузооборот российского участка в 2013 г. составил 147,2 млрд тоннокилометров (произведение массы перемещенной нефти и общего расстояния).
Владельцем российского участка "Дружбы" является "Транснефть" (трубопровод принадлежит ее дочерней компании ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба"). Белорусский участок находится в собственности "Гомельтранснефти", украинский - "УкрТатНафты", польский и немецкий - PERN, венгерский собственник - группа компаний MOL Plc., словацкий - Transpetrol, чешский - Mero.
В 2013 г. расходы на реконструкцию и модернизацию российского участка трубопровода составили 12,12 млрд рублей.
Центр управления российской частью нефтепровода располагается в Брянске.