Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Итоги деятельности Дилмы Руссефф на посту президента Бразилии. Досье

31 августа 2016, 20:13 UTC+3

31 августа Федеральный сенат отстранил Руссефф от должности главы государства

Поделиться
Материал из 1 страницы
Дилма Руссефф

Дилма Руссефф

© EPA/CADU GOMES

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 31 августа Федеральный сенат (верхняя палата парламента) Бразилии отстранил Дилму Руссефф от должности президента страны.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об итогах ее деятельности на этом посту.

Первый президентский срок (2011-2014)

Дилма Руссефф одержала победу во втором туре президентских выборов (31 октября 2010 г.) с результатом 56% голосов (кандидат Партии бразильской социал-демократии Жозе Серра получил 43,9%). На выборы она была выдвинута от Партии трудящихся (ПТ), получив поддержку президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы (2003-2011), также представлявшего ПТ. 1 января 2011 г. вступила в должность президента. Стала первой женщиной - главой государства в истории страны.

СПЕЦПРОЕКТ

Дилма Руссефф: я женщина с жестким характером, которую окружают мужчины-неженки

Как первая женщина-президент Бразилии оказалась в шаге от импичмента - в материале ТАСС

Она обещала продолжить курс Лулы да Силвы на усиление социальной политики, а основными задачами на президентском посту назвала сокращение социального неравенства, искоренение крайней бедности, расширение доступа населения к программам государственной помощи, увеличение финансирования сферы образования и здравоохранения.

Выполнение этих обещаний стало возможным во многом благодаря успехам политики Лулы да Силвы и стабильно высоким темпам роста экономики в предыдущий период (по данным Всемирного банка, в среднем ВВП Бразилии в 2000-е гг. увеличивался на 3,8% в год). Кроме того, Бразилия сумела довольно быстро справиться с последствиями мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг. (после сокращения ВВП на 0,13% в 2009 г. уже в 2010 г. - в последний год правления Лулы да Силвы - он вырос на 7,53%).

Несмотря на то что с 2011 г. экономика Бразилии начала постепенно замедляться (в 2011-2014 гг. темпы роста ВВП составляли в среднем 2,1%), другие макроэкономические показатели в первый президентский период Руссефф продолжали оставаться стабильными. Средний уровень безработицы равнялся 6,5% (во время правления Лулы да Силвы - 8,5%). Инфляция снизилась с 8,32% в 2011 г. до 6,87% в 2014 г. Это позволило Руссефф сосредоточиться на дальнейшем решении социальных проблем страны, одной из которых была крайняя бедность.

По данным Национального института географии и статистики, в 2011 г. 16,2 млн человек, или 8,5% из 201-миллионного населения страны, находились за чертой крайней бедности (к этой категории населения относились граждане с ежемесячным доходом менее 70 реалов, или $44 по курсу на 2011 г.; с 2014 г. - менее 77 реалов). Благодаря социальным программам "Семейное пособие" и "Бразилия без бедности" к 2014 г. численность этой социальной группы сократилась почти на 10 млн, до 2,8% населения. Уровень бедности (бразильцы с ежемесячным доходом 77-154 реала, или $35-70) уменьшился с 11% до 7,3%. В рамках программы "Мой дом, моя жизнь" были построены 3,5 млн единиц жилья для малообеспеченных семей.

В течение первого срока Руссефф были расширены возможности для получения высшего образования. Во многом это произошло благодаря федеральным программам "Университет для всех", "Фонд финансовой помощи студентам" и "Наука без границ", в рамках которых предоставляются стипендии и кредиты на обучение в частных бразильских и зарубежных вузах. Итогом реализации "Национальной программы по обеспечению доступа к техническому образованию и занятости" стало то, что техническую подготовку получили 8 млн молодых людей.

В 2013 г. была запущена программа "Больше врачей". Ее целью является обеспечение квалифицированного медобслуживания в удаленных муниципалитетах и на окраинах больших городов. Программа действует в 3,8 тыс. бразильских городах, охватывает около 50 млн человек, для ее осуществления были наняты 14 тыс. специалистов как из Бразилии, так и из-за рубежа. Кроме того, были созданы дополнительные места в медицинских вузах для восполнения нехватки специалистов.

Общие расходы государства на социальную сферу выросли с 15% ВВП в 2011 г. до 17% ВВП в 2014 г. (ВВП страны в 2014 г. составил $2,4 трлн).

На развитие общественного транспорта из государственного бюджета были выделены $143 млрд. Также были осуществлены государственные инвестиции в модернизацию морских портов, аэропортов, скоростных шоссе.

Важным направлением деятельности Руссефф на посту президента стала подготовка Бразилии к проведению крупных спортивных соревнований - футбольного Кубка конфедераций 2013 г., чемпионата мира по футболу 2014 г. и летних Олимпийских игр 2016 г. Футбольный турнир 2014 г. готовился в обстановке протестов и недовольства. 10 июня 2014 г., за день до начала чемпионата, Руссефф выступила с обращением к бразильцам, в котором заявила, что с уважением относится к акциям протеста, но не согласна с позицией недовольных, так как с 2010 по 2013 г. на образование и здравоохранение было потрачено в 212 раз больше, чем на строительство стадионов.

Во внешнеполитической сфере Руссефф в целом сохранила курс своего предшественника. Приоритетами ее политики были развитие двусторонних отношений по линии "Юг-Юг" (со странами Латинской Америки и Африки), интенсификация сотрудничества в рамках региональных интеграционных объединений (МЕРКОСУР, УНАСУР, СЕЛАК), увеличение влияния страны в международных организациях и форумах, таких как БРИКС, "Группа двадцати" и ООН, активное участие в решении глобальных проблем. Так, Бразилия при Руссефф выступала за реформу ООН, в частности расширение числа постоянных членов Совета Безопасности, осуждала силовое вмешательство во внутренние дела других стран.

Вместе с тем активность Бразилии на международной арене значительно снизилась по сравнению с периодом президентства Лулы да Силвы. В 2013 г. ухудшились отношения Бразилии и США в связи с обнародованием бывшим сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом данных о перехвате Агентством национальной безопасности США телефонных переговоров и личной переписки Руссефф, а также конфиденциальных материалов государственной нефтяной компании Petrobras. Из-за скандала с прослушкой был отменен запланированный визит бразильского президента в США Отношения нормализовались лишь в 2015 г.

На протяжении всего первого президентского срока Руссефф пользовалась широкой народной поддержкой. В начале ее правления уровень одобрения действий Руссефф на посту президента составлял 47%; максимальные показатели - 62-65% - были зафиксированы в 2012-2013 гг. В конце 2014 г. свыше 40% бразильцев одобряли политику президента.

Второй президентский срок (2015-2016)

26 октября 2014 г. Руссефф одержала победу на очередных президентских выборах (во втором туре) с результатом 51,64%, с небольшим отрывом опередив кандидата от Партии бразильской социал-демократии Аэсиу Невиса (48,3%). Вступила в должность 1 января 2015 г.

В ходе предвыборной кампании она обещала расширить охват населения программами "Больше врачей", "Мой дом, моя жизнь" и "Наука без границ", создать 12 млн рабочих мест к 2018 г., ужесточить законодательство в сфере борьбы с коррупцией, провести политическую реформу с целью повышения гражданской активности населения, совершенствования системы представительной демократии, обеспечения прозрачности государственного управления.

Выполнению этих обещаний помешало резкое ухудшение экономической ситуации. В 2015 г. ВВП страны сократился на 3,8%, что стало самым низким показателем с 1990 г. Уровень инфляции вырос до 7,97%; курс национальной валюты - реала - обесценился на 24% по отношению к доллару. Безработица начала расти и в первом квартале 2016 г. достигла 10,9%. В абсолютных цифрах число безработных превысило 11 млн человек.

Основными причинам экономического спада стали снижение мировых цен на сырье и продовольственные товары, экспортируемые Бразилией (нефть, сахар, кофе), слабость реала, а также высокая стоимость социальных программ, из-за которых дефицит бюджета вырос с 2% ВВП в 2010 г. до 10% в 2015 г. Негативное влияние на ситуацию оказали и затраты на проведение летних Олимпийских игр 2016 г. (запланированный бюджет составлял около $10 млрд).

Правительство Руссефф было вынуждено пойти на непопулярные меры по экономии бюджетных средств. В мае 2015 г. было объявлено о сокращении государственного бюджета на 69,9 млрд бразильских реалов ($22,9 млрд; запланированный бюджет на 2015 г. составлял 2,9 трлн реалов, или около $950 млрд). Больше всего было урезано финансирование министерств здравоохранения, образования, транспорта, обороны и по вопросам развития городов. Между тем были увеличены некоторые налоги: на бензин и дизельное топливо, на косметику, на ряд импортных товаров, на потребительский кредит.

В октябре 2015 г. Руссефф расформировала восемь министерств и сократила зарплату глав ведомств на 10% с целью оптимизации деятельности правительства и дополнительной экономии бюджетных средств. В ноябре было одобрено решение о сокращении бюджета на следующий год на 26 млрд реалов (более $6,8 млрд), чтобы решить проблему бюджетного дефицита. Меры бюджетной экономии и сворачивание социальных программ вызвали как недовольство граждан, так и привели к разногласиям внутри правящей коалиции (ПТ и другие умеренные партии, крупнейшая из которых - Партия бразильского демократического движения, ПБДД). Правительство с трудом проводило некоторые инициативы через Национальный конгресс.

На ситуацию в экономике также повлиял разыгравшийся в конце 2014 г. крупный политический скандал. Он был связан с коррупцией в Petrobras в период, когда Руссефф была председателем управляющего совета компании  (2003-2010). К махинациям оказались причастны топ-менеджеры Petrobras, а также высокопоставленные политики, в том числе председатели обеих палат бразильского парламента и бывшие члены правительства. Хотя сама глава государства не фигурировала среди лиц, в отношении которых велось расследование, скандал привел к массовым демонстрациям с требованием отставки Руссефф.

Экономический кризис и политические скандалы привели к падению популярности президента. В 2015 г. правительство Руссефф положительно оценивали лишь 10-13% населения. Согласно опросу исследовательского института Datafolha, в апреле 2016 г., за месяц до временного отстранения Руссефф от должности, 63% респондентов охарактеризовали ее руководство как "плохое" или "очень плохое", еще 24% назвали его "нормальным".

2 декабря 2015 г. спикер нижней палаты парламента Эдуарду Кунья объявил о начале рассмотрения процедуры импичмента в отношении президента по обвинению в нарушении налогового законодательства и финансовых махинациях. 12 мая 2016 г. была временно отстранена от власти на период рассмотрения сенатом дела об импичменте. 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама