ТАСС-ДОСЬЕ. В южной части Атлантического океана продолжаются поиски дизель-электрической подводной лодки S42 San Juan Военно-морских сил (ВМС) Аргентины, о пропаже которой стало известно 17 ноября 2017 года.
По данным ВМС, в момент последнего сеанса радиосвязи 15 ноября 2017 года субмарина находилась в 430 км от берега в районе полуострова Вальдес на юге страны, на борту были 44 человека. Минобороны Аргентины сообщило, что 18 ноября были зафиксированы семь сигналов, которые могут свидетельствовать о попытках экипажа подлодки установить контакт с базами ВМС через спутниковую связь.
К поисково-спасательной операции подключились два самолета P-8A Poseidon ВМС США, также в Южную Атлантику отправлены четыре американских подводных необитаемых аппарата - один Bluefin 12D и три Iver 580.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила хронологию катастроф дизельных подводных лодок военно-морских сил разных стран за последние 50 лет. Всего за этот период в мире произошло десять таких случаев. При этом погибли 495 моряков, в восьми случаях из 10 не удалось спасти никого из членов экипажа. Среди погибших субмарин - две советских, две французских, израильская, пакистанская, перуанская, северокорейская, китайская и индийская. Причины катастроф в половине случаев так и не были установлены. Остальные подлодки погибли из-за технических неисправностей или нарушений правил судовождения.
26 января 1968 года в Средиземном море в районе Кипра затонула подводная лодка ВМС Израиля INS Dakar. Незадолго до этого субмарина была куплена у Великобритании. 9 января после модернизации и обучения экипажа подлодка отплыла из Портсмута в Хайфу. 25 января в последний раз вышла на связь, но к берегам Израиля так и не дошла. 4 февраля 1969 года "Дакар" и 69 человек, находившихся на его борту, были признаны погибшими. Поиски лодки не прекращались, и в мае 1999 года она была обнаружена недалеко от места последнего радиоконтакта на глубине 2,9 тыс. м. Предположительно, катастрофа произошла из-за неожиданного провала на глубину при движении под шноркелем (труба для забора воздуха, позволяющая субмаринам использовать дизельные двигатели, находясь под водой).
27 января 1968 года дизельная подводная лодка S647 Minerve (тип Daphne) ВМС Франции исчезла во время учений в Средиземном море близ города Тулон. На борту находились 52 моряка, все они признаны погибшими. Существуют три основных версии причин гибели корабля: столкновение с надводным судном, ошибка управления или затопление через шноркель. Ожидается, что в 2018 году правительство Франции снимет гриф секретности с документов, связанных с катастрофой.
8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны, существует четыре версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974 году США сумели поднять несколько отсеков К-129.
4 марта 1970 года дизельная подводная лодка S644 Eurydice (тип Daphne) ВМС Франции пропала в Средиземном море после погружения на учениях в районе Тулона. В ходе поисковой операции были обнаружены масляные пятна и некоторые предметы с лодки. В апреле того же года корпус субмарины был найден на глубине 600 м. 57 членов экипажа корабля признали погибшими. Обломки были исследованы, однако официально причина катастрофы так и не названа. В СМИ выдвигались предположения о столкновении подлодки с тунисским торговым судном Tabarka.
4 декабря 1971 года в первый день индо-пакистанского конфликта в Бенгальском заливе у индийской базы Вишакхапатнам затонула подводная лодка PNS Ghazi (тип Tench) пакистанских ВМС. В результате катастрофы погибли все 82 моряка, находившиеся на борту. Индийцы заявили, что уничтожили подводную лодку глубинными бомбами. Однако характер повреждений указывал на то, что корабль погиб из-за внутреннего взрыва в носовой части. Предположительно, причиной послужил удар о грунт при уклонении от атаки индийского эсминца.
21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом "Рефрижератор-13". Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб - и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга.
С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32 человека, спаслись 27. Командир лодки капитан третьего ранга Валерий Маранго и старший помощник "Рефрижератора-13" В. Курдюков были осуждены на 10 лет тюрьмы каждый.
26 августа 1988 года в Тихом океане, в 8 милях от столицы Перу Лимы, японский траулер Kyowa Maru протаранил подводную лодку перуанских ВМС BAP SS-48 Pacocha (тип Balao, постройки США). Члены экипажа траулера в тумане приняли рубку подводной лодки за рыбацкую шаланду и решили не менять курс. В результате столкновения лодка затонула на глубине около 40 м. Из 50 подводников семеро погибли в затопленном отсеке, еще один скончался в госпитале. Капитан траулера, рулевой и вахтенный были осуждены на 1-2 года тюрьмы.
22 июня 1998 года в Восточном море близ южнокорейского города Сокчхо запуталась в рыболовецких сетях и затонула при буксировке в южнокорейский порт сверхмалая подводная лодка ВМС КНДР типа "Юго". Погибли все девять человек, находившиеся на борту, впоследствии их тела были переданы КНДР.
16 апреля 2003 года в Бохайском заливе Желтого моря затонула подводная лодка №361 (тип 035, по классификации НАТО - "Мин") ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Погибли все находившиеся на борту 70 моряков. Корабль несколько дней дрейфовал в китайских территориальных водах и лишь 25 апреля 2003 года был обнаружен рыбаками. Власти страны сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года, назвав причину - неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту, когда лодка находилась в подводном положении. Инцидент привел к отставке четырех старших офицеров ВМС НОАК.
14 августа 2013 года во время стоянки в Мумбаи индийская ДЭПЛ российской постройки INS Sindhurakshak (S63, с санскр. "Морской страж", проект 877ЭКМ) затонула на глубине 15 м после взрыва топлива и боеприпаса. Погибли 18 человек. После подъема субмарины в декабре 2014 года представители ВМС Индии заявили, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, вызванной переутомлением.