История создания и характеристики учебно-боевого самолета Л-39

Самолет Л-39. Марина Лысцева/ ТАСС
Самолет Л-39
18 октября Л-39 Минобороны РФ потерпел крушение в Краснодарском крае

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 октября 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что учебный самолет Л-39 (Aero L-39 Albatros) военного ведомства потерпел крушение в районе станицы Должанская в Ейском районе Краснодарского края. Самолет выполнял плановый учебно-тренировочный полет. По данным источника ТАСС в оперативных службах, самолет упал в Азовское море и затонул, двое летчиков катапультировались, но, по предварительным данным, погибли.

Aero L-39 Albatros - реактивный учебно-боевой самолет, разработанный в 1960-х годах в Чехословакии на авиастроительном предприятии Aero Vodochody (поселок Водоходы близ Праги, ныне - в Чехии). Самолет предназначен для подготовки летного состава, некоторые модификации могут использоваться в качестве легких штурмовиков и истребителей.

Опытный экземпляр совершил первый полет 4 ноября 1968 года.. "Альбатрос" серийно выпускался в 1971-1999 годы, всего было построено около 2 тыс. 900 экземпляров. С 1972 года по начало 1990-х годов L-39 являлся основным учебно- тренировочным самолетом стран - участниц Организации Варшавского договора. По состоянию на 2018 год продолжает эксплуатироваться в более чем 30 странах мира, является одной из основных машин для подготовки курсантов летных училищ России.

Конструкция самолета

"Альбатрос" построен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана с низкорасположенным прямым трапециевидным крылом, трехстоечным убираемым шасси с передней стойкой, двигателем в задней части фюзеляжа, трапециевидным однокилевым хвостовым оперением. Летчики размещаются один за другим в катапультных креслах (впереди курсант, за ним - инструктор).

За кабиной инструктора находится отсек с топливными баками, также топливные баки обтекаемой формы размещаются на законцовках крыла. Базовая серийная модификация оснащена двухконтурным двухвальным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ разработки Запорожского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс" и постройки Запорожского машиностроительного завода (ныне - АО "Мотор Сич", Украина). Самолет также оборудован вспомогательной силовой установкой - одновальным газотурбинным двигателем "Сапфир-5".

Модификации

Всего было разработано более 15 модификаций "Альбатроса", в том числе:

  • L-39ZO - легкий штурмовик;
  • L-39V - буксировщик воздушных мишеней;
  • L-39MS/L-59 Super Albatross с более мощным двигателем ДВ-2 разработки запорожского "Прогресса" и чехословацкого производства, а также новым электронным оборудованием;
  • L-159 Alca - дальнейшая модернизация конца 1990-х годов;
  • Л-39Д - украинская гражданская учебная модификация;
  • Л-39М1 - украинская модификация с модернизированным двигателем;
  • Л-39М - украинский летающий тренажер для пилотов МиГ-29.
В 2014 году Aero Vodochody Aerospace анонсировала создание новейшей модернизированной версии, L-39NG с американским двигателем Williams International FJ44-4M, новым крылом частично из композиционных материалов, комплексом цифровой бортовой авионики и др. Прототип-демонстратор, построенный на базе L-39C, впервые поднялся в воздух 14 сентября 2015 года. Выкатка опытного образца новой постройки состоялась на заводе компании-производителя близ Праги 12 октября 2018 года. Ожидается, что до конца 2018 года эта машина совершит первый полет.

Летно-технические характеристики L-39:

  • Длина самолета - 12,13 м;
  • высота - 4,77 м;
  • размах крыла - 9,46 м;
  • масса пустого - 3 тыс. 580 кг, максимальная взлетная - 5 тыс. 670 кг;
  • крейсерская скорость - 750 км/ч;
  • практическая дальность - 1 тыс. 750 км;
  • экипаж - 1 или 2 человека.
Вооружение - авиационная пушка калибра 23 мм с боезапасом 150 снарядов, на четырех внешних узлах подвески также могут размещаться управляемые ракеты класса "воздух - воздух", авиабомбы, неуправляемые ракеты, контейнеры с пушечным вооружением или разведывательной аппаратурой.