ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь на 30 октября 2018 года большой плавучий док ПД-50 затонул в Мурманске во время планового выхода из него тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" - единственного авианосца Военно-морского флота (ВМФ) России. В результате инцидента пропал без вести старший механик смены, четыре сотрудника предприятия госпитализированы с переохлаждением.
По предварительной информации, сам корабль повреждений не получил и был отбуксирован на соседний 35-й судостроительный завод.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о плавучем доке, с которым произошла авария.
ПД-50 предназначен для ремонта крупнотоннажных кораблей, стратегических атомных подводных лодок, транспортных судов водоизмещением свыше 25 тыс. т. Это единственный док проекта 7454, он входит в число крупнейших в мире. Является единственным в европейской части России судоремонтным сооружением технического флота грузоподъемностью 80 тыс. т. На Тихоокеанском флоте ВМФ РФ имеется сравнимый по характеристикам большой плавучий док ПД-41.
ПД-50 был построен по заказу ВМФ СССР на верфи Gotaverken Arendal (город Арендал, Вестра-Гёталанд, Швеция) под заводским номером 910 во второй половине 1970-х годов. Передан заказчику в 1980 году, эксплуатировался Северным флотом.
21-23 октября 2001 года в док была заведена атомная подводная лодка К-141 "Курск", поднятая после катастрофы в Баренцевом море.
По состоянию на 2018 год эксплуатантом дока является АО "82 судоремонтный завод". ПД-50 базируется в Росляково (район Мурманска). Номер в Российском речном регистре - 235353.
Технические характеристики по данным из открытых источников:
- Длина габаритная - 330 м, конструктивная - 300 м;
- ширина габаритная - 88 м, конструктивная - 79 м;
- осадка - 6,12 м;
- дедвейт - 181 тыс. 230 т;
- полное водоизмещение - 215 тыс. 860 т;
- грузоподъемность - 80 тыс. т;
- площадь стапель-палубы - 23 тыс. кв. м;
Ремонт "Адмирала Кузнецова"
В апреле 2018 года Минобороны заключило с "Объединенной судостроительной корпорацией" (ОСК) контракт на проведение среднего ремонта и ограниченной модернизации крейсера. Ремонтные работы начались в мае 2018 года в Мурманске на базе 35-го судоремонтного завода ("35 СРЗ", филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка"). В период с 14 по 17 сентября 2018 года авианосец был переведен от причала "35 СРЗ" в ПД-50.
Представитель "Звездочки" Евгений Гладышев рассказал ТАСС, что причиной происшествия 30 октября стало отключение насосов из-за скачка напряжения в электросети в момент спуска крейсера на воду. Отключение насосов вызвало нерасчетное погружение дока.
Согласно условиям контракта, авианосец должен быть возвращен в строй в 2021 году. Глава ОСК Алексей Рахманов сообщил ТАСС, что корпорация оценивает объем ущерба, нанесенного кораблю при выводе из дока, и заверил, что сроки его ремонта не сдвинутся.