До школьных каникул и старта первой смены в летних лагерях остается немногим больше месяца. В этом сезоне по путевкам, частично или полностью оплаченным из бюджета Москвы, смогут отдохнуть около 160 тыс. детей. Мосгортур, крупнейший в столице организатор детского отдыха, подготовил для ребят семь тематических смен, включая смены, посвященные российскому кино и чемпионату мира по футболу 2018 года. Об этом в интервью ТАСС рассказал гендиректор Мосгортура Василий Овчинников.
- Что волнует родителей непосредственно при отправке ребенка в лагерь?
⁃ Родители интересуются, что брать с собой, можно ли давать ребенку еду, гаджеты, деньги. Спрашивают, есть ли экскурсии, платные они или нет. И, безусловно, их волнует, чем будет заполнен день ребенка. На все эти вопросы мы стараемся максимально подробно ответить. Размещаем информацию на сайте, в социальных сетях, у нас работает круглосуточная горячая линия.
- А задают вопросы, касающиеся условий проживания ребенка?
⁃ Выбирая лагерь, родители выбирают и соответствующие условия для своего ребенка. Недавно мы презентовали рейтинг представления лагерей, в котором по итогам анализа их сайтов постарались отразить в обобщенном виде, какая у какого лагеря инфраструктура.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом рейтинге.
⁃ В рейтинге все лагеря разделены на две группы: с возможностью отдыха у моря и без. Внутри каждой группы идет ранжированный список в зависимости от того, насколько подробно на сайте лагеря отражено то, что есть на территории базы.
Рейтинг был составлен совместно с НИУ ВШЭ. В его основу легли критерии, разработанные нами на примерах лучших лагерей. Надеемся, что лагеря обратят на него внимание и захотят что-то исправить, предоставить более полную информацию о своих программах, питании, инфраструктуре. Этот рейтинг будет дополнен с помощью отзывов родителей. Так, они смогут подтвердить или опровергнуть те сведения, которые публикуют лагеря на сайтах. Осенью мы этот рейтинг обновим.
- По каким критериям вы включаете лагерь в перечень тех, с кем работаете, и, соответственно, что может вас вынудить отказаться от работы с лагерем?
⁃ Поскольку мы автономное учреждение, то работаем по 223-ФЗ (Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", регулирующий общие принципы закупки товаров, работ, услуг для госкомпаний. - ТАСС).
Мы составляем техническое задание, где прописываем свои требования к лагерям, затем проводим ежегодный конкурс - отдельно для Подмосковья, Крыма и Севастополя, Краснодарского края (включая Геленджик, Анапу, Сочи). Его участниками становятся базы или туроператоры, работающие с лагерями. Мы их оцениваем на соответствие требованиям технического задания и затем в зависимости от предлагаемых условий и цены определяем победителя. Но на этом история не заканчивается. С этого года у нас внедряется система тройного контроля участников конкурса.
- В чем ее суть?
⁃ На первом этапе наши сотрудники совместно с представителями общественных организаций и экспертами выезжают на базу и проверяют, соответствует ли она предоставленным нам сведениям. В этом году мы столкнулись с тем, что многие базы действительно искажают информацию о своем продукте. И, конечно, с такими базами мы договоры расторгаем. И, кстати, мы одна из немногих компаний в Москве, которая так делает.
После того как база проверена, дается время на устранение замечаний, например что-то подкрасить, докупить и т. д. И за две-три недели до начала заезда наши сотрудники снова приезжают с проверкой. Это второй этап. Если недочеты устранены, мы отправляем детей на базу. Если нет, то обзваниваем родителей и либо меняем лагерь, либо поездка отменяется, потому что безопасность жизни и здоровья детей в приоритете. А на третьем этапе мы проверяем лагерь уже во время заезда, потому что есть вещи, которые могут меняться: не было чужих на территории - появились, не было собак – прибежали и др.
- Вы предупредите о проверках во время заездов?
⁃ Нет, и мы имеем на это право: в нашем договоре прописано соответствующее условие, лагеря на него согласились.
- Почему такая система проверки не была внедрена раньше?
⁃ Команде, которая руководит организацией детского отдыха в Москве, всего два года. У нас незашоренный, не осложненный какими-то старыми связями взгляд. И мы, по сути, построили систему детского отдыха в Москве с чистого листа. Наши специалисты потратили довольно много времени на изучение каких-то вопросов. Например, стало понятно, что рынок детского отдыха и туризма закрытый и непрозрачный. В нем фигурируют непонятные суммы, а его участники - непубличные компании.
Чтобы успешно работать с такими исходными данными, мы решили определить требования к самим себе. И для этого спросили родителей, чего они хотят от детского отдыха, каким он должен быть. Так был разработан московский стандарт детского отдыха. Мы начали примерять его на участников рынка и поняли, что этим требованиям вообще никто не соответствует. Мы спланировали внедрение стандарта, разделили процесс на этапы, предупредив всех участников рынка, что если они хотят работать с нами, то им нужно начать этому стандарту соответствовать. И рынок начал подтягиваться.
При этом продукт под названием "детский отдых" мы разделили на составляющие: отдельно заказываем базы, транспорт, страховку, сами готовим педагогический персонал, который работает на базах, и сами разрабатываем программы, по которым этот персонал работает. То есть мы закупаем то, что есть на рынке, не пытаясь подменить собой туроператора, перевозчика и т. д. Себе же взяли то, что и является смыслом нашей работы: культурная программа на территории лагеря. И стало понятно, из кого состоит рынок.
Система поверки также была разработана после того, как мы начали проводить конкурсы, а победители нас подводили.
- Когда московский стандарт детского отдыха должен заработать в полную силу?
⁃ По нашим планам, летом 2017 года. Мы немного переживаем за экономическую ситуацию в стране, которая сложилась уже после начала внедрения стандарта. Может, коррективы это какие-то внесет, все-таки последний этап внедрения стандарта требует от баз серьезных материальных вложений. Речь идет, например, о появлении компьютерных классов, об оснащении usb-розетками, видеокамерами, с помощью которых родители могли бы наблюдать за детьми, и т. д.
- Точка зрения ваших коллег из регионов на рынок детского отдыха схожа с вашей?
⁃ Многие российские регионы, в отличие от Москвы, не имеют такой формы поддержки детского отдыха и, соответственно, такой организации, как наша. Либо эта поддержка узконаправленная (например, помощь детям-сиротам), а ее формы проще (в частности, денежный сертификат и список баз, где этот сертификат можно реализовать).
В Москве правительство взяло на себя большие социальные обязательства, в том числе с точки зрения бюджета. Кроме того, дети московских родителей - аудитория более требовательная, чем их ровесники из регионов. Тем не менее многие коллеги из регионов стали нашими друзьями, советчиками и оппонентами: в нашей работе мы отталкиваемся от запроса родителей, а они - от своего опыта.
Москва к тому же единственный регион, где детский отдых - часть культурной политики. В разных субъектах детским отдыхом занимаются органы соцзащиты, туристические, образовательные, спортивные ведомства. А нам удалось доказать, что суть детского отдыха в том, какие элементы культуры примет и попытается воспроизвести ребенок за 21 день.
- Расскажите, пожалуйста, о подготовке вожатых: как организован процесс? Сколько вожатых будет работать летом в лагерях?
⁃ Мы получили распоряжение мэра Москвы создать Центральную школу московских вожатых. В этом году ей исполнится два года. С 2016 года для обучения в ней проходит конкурсный отбор. Для сравнения: в прошлом году мы набирали всех желающих, заманивали хорошей зарплатой, чем, кстати, очень всех взбудоражили. Судите сами: обычно вожатый получал в лучшем случае 6-10 тыс. руб., мы предложили 17 тыс.
Школа вожатых готовит примерно 4 тыс. кандидатов. Они изучают педагогику, конфликтологию, все о лагерях, программах отдыха. После этого студенты сдают экзамен. Все выпускники школы находятся в нашей базе вожатых, где у каждого свой рейтинг, учитывающий опыт, участие в наших публичных событиях и т. д. Рейтинг определяет, кто в итоге попадает к нам на работу. Но и о других выпускниках мы стараемся заботиться. Предлагаем их другим участникам рынка, сами находим им подработки - в школах, парках и др.
- Сколько вожатых понадобится в этом году?
⁃ Примерно 4 тыс.
- У студентов школы вожатых есть возможность получить практику общения с детьми до лагеря?
⁃ Конечно. У нас есть вожаторий, где ребята могут получить дополнительные знания. Есть система продленок, которые мы организовали совместно с библиотеками города. Мы запустим мастерские полезных каникул в парках в выходные дни.
Вожатые для нас - это конечное звено, которое отвечает за жизнь и здоровье ребенка, а также за его вовлеченность в культурную программу и удовлетворенность от отдыха. Мы стараемся о них заботиться, и речь не только об оплате труда. Например, мы делаем хорошую, красивую форму, при этом учитываем пожелания ребят. А форма - это не только одежда, это еще элемент безопасности, дисциплины.
- Какие программы будут представлены в этом году в лагерях?
⁃ У нас их в этом году семь. Есть две любопытные программы. Это смена, посвященная Году российского кино. Называется "Теория кино". Дети будут смотреть кино, учиться его понимать и даже снимать. Помимо зарядки, экскурсий и развлечений дети окунутся в мир нашего кино, его истории, источников, легенд. И мы уверены, что это сформирует понимание эстетики кино, вкус к этому виду искусства.
Есть смена, посвященная чемпионату мира по футболу 2018 года. Так и называется: "Чемпионат 2018". В этой смене дети узнают о футболе, культуре спортивных мероприятий, болельщиках и т. д. То есть с помощью этой смены у детей сформируется представление о больших спортивных событиях и их значимости в культурной и общественной жизни человека.
Есть смена, посвященная путешествиям, под названием "Правильные путешествия". Мы научим ребенка ходить в походы, ставить палатки и следить, как знаменитый путешественник Федор Конюхов в это время покоряет земной шар.
Есть "Медиалагерь". В нем мы будем учить ребенка жить в мире больших информационных потоков - соцсетей, телевидения, газет, журналов. Будем рассказывать об информационной безопасности и научим не только потреблять контент, но и создавать. Это одна из интереснейших смен, она экспериментальная, новая. Надеемся, что она станет постоянной и будет востребована.
Более традиционная для детского лагеря - творческая смена "Яркие люди". Она направлена на раскрытие творческих способностей ребенка. Дети попробуют себя во всех традиционных жанрах: будут петь, танцевать, играть спектакли и др.
Еще одна смена - "Страна открытий". Она о научно-популярном, об открытиях. Дети будут проводить химические опыты, эксперименты. Это интересно, на наш взгляд, в любом возрасте.
И седьмая смена - "Мир профессий". Это весьма востребованная родителями профориентационная смена, где у ребенка будет возможность ознакомиться с разными профессиями, узнать, что такое рынок труда, его структура. Но самое главное - смена позволит сформировать у ребенка осознанный выбор профессии.
- Как лагеря предлагают эти смены?
⁃ В этом году на один лагерь приходится одна тематическая смена, которая, соответственно, повторяется все заезды. В крупном лагере может быть две смены.
- А какую смену вы выбрали бы для себя?
⁃ Я бы поехал в смену в поход ходить, ставить палатку, покорять горы, преодолевать горные реки, сражаться с москитами. Думаю, да, вот в такую смену я бы поехал.
Беседовала Евгения Климова