31 октября 2014, 00:12,
обновлено 31 октября 2014, 03:51
Аварии космических аппаратов

Orbital Sciences не отрицает вероятности установки российского двигателя на новой Antares

EPA/ NASA/ JOEL KOWSKY

Решение о выборе двигателя для следующего поколения ракет семейства Antares было сделано "несколько недель назад", еще до катастрофы, сообщил вице-президент

ВАШИНГТОН, 31 октября. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Американская компания Orbital Sciences не подтверждает, но и не опровергает информацию о том, что она выбрала для установки на модифицированных версиях своей ракеты Antares российский двигатель РД-193 производства НПО "Энергомаш" из подмосковных Химок.

В перспективе на этом носителе действительно будет использоваться "новая реактивная двигательная установка", но официальное объявление об этом будет сделано несколько позже, сообщил в четверг в беседе по телефону с корр. ТАСС вице-президент Orbital Sciences по связям с общественностью Бэррон Бенески.

Он пояснил, что решение о выборе двигателя для следующего поколения ракет семейства Antares было сделано "несколько недель назад", еще до катастрофы, произошедшей 28 октября на космодроме NASA на острове Уоллопс в Атлантическом океане у побережья штата Вирджиния. Носитель, который должен был вывести на орбиту корабль Cygnus с грузом для Международной космической станции, взорвался через 6 сек. после старта.

Сейчас первая ступень этой ракеты оснащена российскими двигателями НК-33, которые были разработаны самарским предприятием "Кузнецов" еще в 1970-е годы и недавно адаптированы к Antares американской компанией Aerojet Rocketdyne. Представители Orbital Sciences всегда отмечали их надежность, но в то же время признавали, что следующее поколение носителей заслуживает использования более современных технологий. Компания намерена создать новую версию своей ракеты примерно через два-три года.

Таким образом, выбор нового двигателя не связан с аварией на острове Уоллопс и объясняется долговременными планами Orbital Sciences. Подробности этого решения пока объявляться не будут из интересов самой компании, отметил Бенески. Он пояснил, что Orbital Sciences вовлечена в несколько коммерческих сделок и информация о новом двигателе может помешать продолжению переговоров с партнерами.

По сведениям американских СМИ, компания намерена, в частности, до конца года завершить слияние с фирмой ATK, делающей двигатели "Кастор" для второй ступени Antares. В свою очередь, российская газета "Известия" сообщила сегодня со ссылкой на источники в Роскосмосе, что ATK участвовала в международном тендере, объявленном Orbital Sciences, вместе с "Энергомашем" и "Кузнецовым". В беседе с корр. ТАСС Бенески не стал опровергать или подтверждать информацию о конкурсе, но повторил, что подробности решения о новом двигателе будут объявлены позже.

РД-193 - новый жидкостный ракетный двигатель, созданный НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко в 2013 году. Считается, что его основные узлы и механизмы заимствованы у двигателя РД-191, разработанного для ракет "Ангара". Однако, как отмечают эксперты, конструкция РД-193 была упрощена, и он стал меньше, легче и дешевле своего прототипа.

Что касается причин катастрофы Antares при запуске с острова Уоллопс, то они пока не установлены. Комиссия, созданная НАСА и Orbital Sciences, осмотрела место аварии и продолжает анализ телеметрических данных. При взрыве был разрушен корабль Cygnus с грузами для экипажа МКС, но ущерб для космодрома оказался относительно небольшим, поскольку ракета после взрыва в воздухе упала в стороне от стартового комплекса. Никто из людей не пострадал. Вице-президент компании Фрэнк Калбертсон заявил, что расследование обстоятельств ЧП может занять "от нескольких недель до нескольких месяцев".