Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

"Величайшая балерина XX века": в мире вспоминают Майю Плисецкую

3 мая 2015, 13:30 дата обновления: 3 мая 2015, 20:14 UTC+3 /Корр. ТАСС, Алексей Букалов
В Италии, Японии, Литве, Белоруссии, Испании и других странах скорбят в связи со смертью "легенды балета"
Материал из 1 страницы
Майя Плисецкая на сцене Национального академический театра оперы и балета в Киеве, 1996 год

Майя Плисецкая на сцене Национального академический театра оперы и балета в Киеве, 1996 год

© Архив AP Photo/Efrem Lukatsky

МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. В мире вспоминают балерину, народную артистку СССР Майю Плисецкую, и скорбят о ее кончине. Плисецкая умерла в Германии 2 мая на 90-м году жизни от сердечного приступа.

Свои сожаления в связи со смертью балерины выражают главы государств, деятели искусства и СМИ. 

"Личность исключительного таланта"

Президент Литвы Даля Грибаускайте выразила соболезнования близким Плисецкой, ее ученикам, сподвижникам по искусству и всем почитателям таланта.

Глава государства напомнила, что Плисецкая "никогда не забывала Литву". У Майи Плисецкой в том числе было и литовское гражданство. Неподалеку от Вильнюса балерина и ее супруг Родион Щедрин построили дом, в котором, по словам самой Плисецкой, проводили примерно шесть месяцев в году и старались приехать на Рождество.

"Невосполнимая утрата"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил соболезнования родным и близким Майи Плисецкой, сообщила пресс-служба главы государства.

"Уход из жизни великой Майи Михайловны, творчество которой воплотило целую культурную эпоху, стал невосполнимой утратой для российского и мирового искусства, - отметил Лукашенко. - Своей блистательной хореографией и удивительной грацией она завораживала зрителей, восхищала силой перевоплощения и филигранным исполнительским мастерством". "Самоотверженное служение искусству и бесконечная преданность сцене снискали ей искреннее уважение и признание во всем мире", - добавил президент.

"Балерина планетарного масштаба"

Майя Плисецкая "была балериной планетарного масштаба, она создала целую эпоху в мировой культуре". Об этом заявил Гендиректор Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова Николай Свентицкий. В интервью корр. ТАСС Свентицкий сказал: "Майя Плисецкая золотыми буквами вошла в историю мировой культуры. Она за счет особого таланта и огромного труда постоянно поддерживала великолепную творческую форму, приносила радость сотням миллионов людей во всем мире".

Майя Плисецкая. Об искусстве балета

Свентицкий отметил, что "в Грузии обожали Майю - так любя и просто называют у нас великую балерину". "Майя много раз приезжала в Грузию, выступала здесь с концертами, дружила с деятелями культуры, она обожала грузинский фольклор, музыку, она была духовной частью нашей страны",- сказал он. От имени грибоедовского театра и многочисленных почитателей таланта великой балерины в Грузии Свентицкий выразил соболезнование в связи со смертью Плисецкой.

В последний раз Плисецкая и ее супруг, композитор Родион Щедрин, приезжали в Тбилиси в конце сентября 2014 года. Они в качестве почетных гостей присутствовали на благотворительном концерте в Филармонии Тбилиси, организованном созданном знаменитым оперным певцом Паатой Бурчуладзе фондом "Иавнана". В ходе концерта Плисецкой был вручен специальный приз: бронзовая статуэтка - символ танцующей балерины.

"Скончалась величайшая балерина XX века"

Атмосферу, которую создавала Майя Плисецкая на сцене, невозможно передать словами. Об этом в телефонной беседе с корр. ТАСС рассказал известный японский танцовщик и хореограф, художественный руководитель балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова Морихиро Ивата.

"Когда Плисецкая выходила на сцену, она создавала неповторимую атмосферу. Ее артистизм, грацию невозможно передать словами. Она - великолепная балерина. Мне удалось побывать на ее постановках "Чайка" и "Дама с собачкой" в Большом театре. То, что происходило на сцене, приводило зрителей в огромный восторг. Это очень мощные впечатления", - поделился Ивата.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая пригласила меня на творческий вечер в Москве. Когда она танцевала, то это было настолько естественно, чувственно, по-настоящему. Бывает, что человек делает это не от души - тогда получаются движения, как у робота. Но у нее было совсем по-другому. Когда она танцевала, от нее исходила особая теплота. Она была очень открытой, ее можно было всегда попросить о помощи Морихиро Ивата танцовщик и хореограф

По его словам, Плисецкая внесла огромный вклад в развитие балета в Японии и во всем мире. "Она внесла неоспоримый вклад в японский и мировой балет. В Японии ее очень любят и ценят, на многих людей в мире балета она очень сильно повлияла. Я уверен, что для большинства танцовщиков из Японии и других стран уровень Майи Плисецкой - это потолок. Ее кончина стала для нас большим ударом", - признался Ивата.

Электронные версии многих печатных японских СМИ опубликовали материалы о кончине Плисецкой. Все они вышли под заголовками: "Скончалась величайшая балерина XX века".

Японское информагентство Киодо пишет, что Майя Плисецкая оказала большое влияние на развитие японского балета. 

Информагентство Дзидзи также отмечает вклад российской балерины в искусство и вспоминает церемонию награждения Плисецкой Орденом Восходящего солнца.

"Яркая звезда балета ХХ века"

Деятели культуры Италии с уважением и восхищением вспоминают Майю Плисецкую, "яркую звезду балета ХХ века", и скорбят о ее кончине. Историк театра Франческо Сини подчеркнул ее выдающуюся роль в сохранении и развитии традиционной "тесной связи русской танцевальной школы с итальянской".

С горечью восприняла весть об утрате выдающаяся балерина и педагог Карла Фраччи. В телефонном разговоре с корр. ТАСС она отметила, что, по ее мнению, основной профессиональной чертой Плисецкой является "постоянный творческий поиск". В свою очередь главный балетмейстер и режиссер Римского оперного театра Миша ван Хук, бельгийский танцовщик с русскими корнями, считает Майю Плисецкую одним из своих учителей.

Римский театр оперы и балета стремится продолжать традиции танца, заложенные Майей Плисецкой, заявил директор Римской оперы Карло Фуортес.

Он выразил глубокое соболезнование от имени всего коллектива в связи с кончиной балерины. "Плисецкая не умерла, потому что продолжает жить миф. Мир запомнит ее неповторимую манеру, артистизм, выражение лица - одновременно и строгое, и меланхоличное, лиричность и эмоциональное напряжение ее движений", - сказал Фуортес.

Он напомнил, что Плисецкая возглавляла балетную труппу Римского театра в 1980-х годах. "Она оставила большую память о себе, и наш театр стремится продолжать традиции балета, уважение к профессии, воплощением которых стала работа Плисецкой", - сказал директор.

Легенда российского и мирового балета не раз бывала в Италии на гастролях с Большим театром. 

"Настоящая революция"

Культурный мир Испании скорбит в связи с кончиной Майи Плисецкой. Балерина, получившая в 2005 году престижную испанскую премию Принца Астурийского, хорошо известна в королевстве. В 1987-1990 годах она возглавляла в Мадриде национальную труппу классического балета и внесла большой вклад в становление балетного искусства в стране.

Майя Плисецкая "Умирающий лебедь

Бывший многие годы представителем балерины Рикардо Куе вспоминает: "Майя испытывала к Испании очень теплые чувства. Она высоко ценила национальные традиции танца, однако не скрывала, что балету в стране уделяется недостаточно внимания". Работавшая под началом Плисецкой известная испанская балерина Аранча Аргуэльес высказала убеждение, что "работа Майи в Мадриде произвела настоящую революцию в испанском балете, которая оставила неизгладимый след в истории этого искусства".

Известный испанский танцовщик Хосе Карлос Мартинес, возглавляющий Национальную балетную компанию, которая является наследницей руководимого Майей Плисецкой в конце 1980-х годов балета Национального лирического театра Испании, назвал ее "богиней танца". Он отметил, что "русская балерина оставила глубокий след в истории нашей труппы, введя в ее репертуар многие классические балеты и вникая во все детали работы театра".

Бывший генеральный директор Национального института сценических искусств министерства культуры королевства, убедивший Плисецкую приехать на работу в Испанию, Хосе Мануэль Гарридо Гусман, сказал корр. ТАСС, что "Майя всегда была очень честной и порядочной, высказывала свои мысли четко и ясно, если что-то ей не нравилось, она говорила об этом прямо и открыто". "Плисецкая пригласила с собой в Мадрид группу русских балетных наставников, которые очень много сделали для возрождения в стране классического балета", - подчеркнул Гарридо.

"Она была дивой танца"

Как отметила министр культуры и коммуникации Франции Флёр Пельрен, творческий путь великой российской балерины ХХ века был тесно связан с французским миром искусства.

"О Франции она любила говорить, что там состоялся ее первый большой успех на международной сцене. Она была дивой танца, которая посвятила балету всю свою жизнь", - сказала министр.

Как напомнила Пельрен, во Франции российская балерина участвовала в постановках таких крупнейших хореографов, как Ролан Пети и Морис Бежар. "Она также была и сама хореографом и сотрудничала с французским дизайнером Пьером Карденом, который готовил костюмы для ее балетов", - указывается в заявлении министра.

Французским поклонникам Майя Плисецкая запомнилась по выступлениям на сценах Парижской оперы, Театра балета города Нанси, по участию в Биеннале танца в Лионе. За выдающийся вклад в мировое искусство во Франции балерина была удостоена звания кавалера ордена Искусств и словесности, а также кавалерской степени ордена Почетного легиона.

"Невероятной балериной" назвал Плисецкую известный французский меценат, один из основателей дома моды Yves Saint-Laurent Пьер Берже, который с 1988 по 1993 годы занимал должность руководителя парижской Оперы Бастилии. "Я глубоко опечален в связи с кончиной Майи Плисецкой, - сказал он. - Совсем недавно мы виделись с ней и ее супругом Родионом Щедриным на концерте Рено Капюсона (современный французский скрипач, - прим. ТАСС)".

"Борющийся лебедь"

Германские СМИ все воскресенье размещают на своих интернет-сайтах статьи, посвященные Майе Плисецкой.  

"Для нее работали величайшие хореографы, композиторы посвящали ей свои работы, - отмечает Stern. - Почти 50 лет Майя Плисецкая танцевала. Теперь российская прима-балерина ушла из жизни".

Frankfurter Rundschau в статье "Борющийся лебедь" утверждает, что Плисецкая была "великой балериной, получившей свои навыки в Советском Союзе, и на которую Советский Союз наложил отпечаток". "Благодаря своему железному телосложению и железой дисциплине она выступала на сцене почти пять десятилетий", - указывает издание.

Перечислив факты из непростой биографии Плисецкой и ее семьи, газета приводит цитату американской балерины и писательницы Дженнифер Хомманс: "Ее выступления - это борьба".  

"Легенда балета из России Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет", - пишет на своем сайте телеканал n-tv. "Ее талант был распознан рано, однако о ее карьере можно сказать, что она развивалась как угодно, но не прямолинейно", - говорится в тексте.

Fokus указывает, что "мировую славу российская прима-балерина завоевала при помощи своей экспрессии".

"Она безмолвно общалась со зрителями по всему миру"

Майя Плисецкая была "решительной, преданной искусству и ломала все устои", говорится в статье, опубликованной в электронной версии газеты Washington Post.

"Майя Плисецкая, одна из выдающихся балерин 20-го века, отождествлялась с балетом Большого театра своей родной России. Но, благодаря своему творческому пламени, харизматичной притягательности и естественной виртуозности она безмолвно общалась со зрителями по всему миру", - пишет издание.

Балет "Прелюдии и фуги", 1968 год

"Плисецкая не отвернулась от своей родины. Она оставляла в недоумении и замешательстве своих поклонников по всему миру, которые не могли увязать ее артистизм с отказом присоединиться к своим звездным коллегам, оставшимся за границей. Рудольф Нуреев покинул (страну), за ним последовал Михаил Барышников. Но не она", - продолжает газета.

"Парадоксально, но отказ, возможно, был еще одним выражением ее независимости, желанием проложить свой собственный путь. Творческим домом для Плисецкой был Большой театр, в котором она училась и выросла до уровня мировой славы. Ценители балета восхищались эмоциональной глубиной и невыразимой тонкостью исполнения Плисецкой партий в балете", - подчеркивают авторы статьи.

Газета также приводит случай, когда в 1962 году президент Джон Кеннеди принимал в Белом доме труппу Большого театра. Его супруга, Жаклин, приветствовала Плисецкую словами: "Вы - Анна (Каренина)". А Роберт Кеннеди, младший брат главы государства и генеральный прокурор США, подарил балерине розы. Через несколько лет она выбрала произведение Льва Толстого для своего балетмейстерского дебюта и вышла на сцену в заглавной роли. До этого она исполнила роль княгини Бетси в фильме "Анна Каренина" 1967 года режиссера Александра Зархи.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама