3 мая 2015, 10:30,
обновлено 3 мая 2015, 17:14
Ушла из жизни Майя Плисецкая

"Величайшая балерина XX века": в мире вспоминают Майю Плисецкую

Майя Плисецкая на сцене Национального академический театра оперы и балета в Киеве, 1996 год . Архив AP Photo/ Efrem Lukatsky
Майя Плисецкая на сцене Национального академический театра оперы и балета в Киеве, 1996 год

В Италии, Японии, Литве, Белоруссии, Испании и других странах скорбят в связи со смертью "легенды балета"

МОСКВА, 3 мая. /ТАСС/. В мире вспоминают балерину, народную артистку СССР Майю Плисецкую, и скорбят о ее кончине. Плисецкая умерла в Германии 2 мая на 90-м году жизни от сердечного приступа.

Свои сожаления в связи со смертью балерины выражают главы государств, деятели искусства и СМИ. 

"Личность исключительного таланта"

Президент Литвы Даля Грибаускайте выразила соболезнования близким Плисецкой, ее ученикам, сподвижникам по искусству и всем почитателям таланта.

Это была личность исключительного таланта, легенда балета, покорившая самые знаменитые сцены мира, тысячи и тысячи сердец
Даля Грибаускайте
президент Литвы

Глава государства напомнила, что Плисецкая "никогда не забывала Литву". У Майи Плисецкой в том числе было и литовское гражданство. Неподалеку от Вильнюса балерина и ее супруг Родион Щедрин построили дом, в котором, по словам самой Плисецкой, проводили примерно шесть месяцев в году и старались приехать на Рождество.

"Невосполнимая утрата"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил соболезнования родным и близким Майи Плисецкой, сообщила пресс-служба главы государства.

"Уход из жизни великой Майи Михайловны, творчество которой воплотило целую культурную эпоху, стал невосполнимой утратой для российского и мирового искусства, - отметил Лукашенко. - Своей блистательной хореографией и удивительной грацией она завораживала зрителей, восхищала силой перевоплощения и филигранным исполнительским мастерством". "Самоотверженное служение искусству и бесконечная преданность сцене снискали ей искреннее уважение и признание во всем мире", - добавил президент.

"Балерина планетарного масштаба"

Майя Плисецкая "была балериной планетарного масштаба, она создала целую эпоху в мировой культуре". Об этом заявил Гендиректор Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова Николай Свентицкий. В интервью корр. ТАСС Свентицкий сказал: "Майя Плисецкая золотыми буквами вошла в историю мировой культуры. Она за счет особого таланта и огромного труда постоянно поддерживала великолепную творческую форму, приносила радость сотням миллионов людей во всем мире".

Свентицкий отметил, что "в Грузии обожали Майю - так любя и просто называют у нас великую балерину". "Майя много раз приезжала в Грузию, выступала здесь с концертами, дружила с деятелями культуры, она обожала грузинский фольклор, музыку, она была духовной частью нашей страны",- сказал он. От имени грибоедовского театра и многочисленных почитателей таланта великой балерины в Грузии Свентицкий выразил соболезнование в связи со смертью Плисецкой.

В последний раз Плисецкая и ее супруг, композитор Родион Щедрин, приезжали в Тбилиси в конце сентября 2014 года. Они в качестве почетных гостей присутствовали на благотворительном концерте в Филармонии Тбилиси, организованном созданном знаменитым оперным певцом Паатой Бурчуладзе фондом "Иавнана". В ходе концерта Плисецкой был вручен специальный приз: бронзовая статуэтка - символ танцующей балерины.

"Скончалась величайшая балерина XX века"

Атмосферу, которую создавала Майя Плисецкая на сцене, невозможно передать словами. Об этом в телефонной беседе с корр. ТАСС рассказал известный японский танцовщик и хореограф, художественный руководитель балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова Морихиро Ивата.

"Когда Плисецкая выходила на сцену, она создавала неповторимую атмосферу. Ее артистизм, грацию невозможно передать словами. Она - великолепная балерина. Мне удалось побывать на ее постановках "Чайка" и "Дама с собачкой" в Большом театре. То, что происходило на сцене, приводило зрителей в огромный восторг. Это очень мощные впечатления", - поделился Ивата.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая пригласила меня на творческий вечер в Москве. Когда она танцевала, то это было настолько естественно, чувственно, по-настоящему. Бывает, что человек делает это не от души - тогда получаются движения, как у робота. Но у нее было совсем по-другому. Когда она танцевала, от нее исходила особая теплота. Она была очень открытой, ее можно было всегда попросить о помощи
Морихиро Ивата
танцовщик и хореограф

По его словам, Плисецкая внесла огромный вклад в развитие балета в Японии и во всем мире. "Она внесла неоспоримый вклад в японский и мировой балет. В Японии ее очень любят и ценят, на многих людей в мире балета она очень сильно повлияла. Я уверен, что для большинства танцовщиков из Японии и других стран уровень Майи Плисецкой - это потолок. Ее кончина стала для нас большим ударом", - признался Ивата.

Электронные версии многих печатных японских СМИ опубликовали материалы о кончине Плисецкой. Все они вышли под заголовками: "Скончалась величайшая балерина XX века".

Японское информагентство Киодо пишет, что Майя Плисецкая оказала большое влияние на развитие японского балета. 

Майя Плисецкая оказала большое влияние на развитие японского балета. Она 38 раз посещала Японию, которую называла вторым домом. Ее постановки на различных сценах страны пользовалось огромным успехом у публики
информагентство Киодо

Информагентство Дзидзи также отмечает вклад российской балерины в искусство и вспоминает церемонию награждения Плисецкой Орденом Восходящего солнца.

"Яркая звезда балета ХХ века"

Деятели культуры Италии с уважением и восхищением вспоминают Майю Плисецкую, "яркую звезду балета ХХ века", и скорбят о ее кончине. Историк театра Франческо Сини подчеркнул ее выдающуюся роль в сохранении и развитии традиционной "тесной связи русской танцевальной школы с итальянской".

С горечью восприняла весть об утрате выдающаяся балерина и педагог Карла Фраччи. В телефонном разговоре с корр. ТАСС она отметила, что, по ее мнению, основной профессиональной чертой Плисецкой является "постоянный творческий поиск". В свою очередь главный балетмейстер и режиссер Римского оперного театра Миша ван Хук, бельгийский танцовщик с русскими корнями, считает Майю Плисецкую одним из своих учителей.

Римский театр оперы и балета стремится продолжать традиции танца, заложенные Майей Плисецкой, заявил директор Римской оперы Карло Фуортес.

Он выразил глубокое соболезнование от имени всего коллектива в связи с кончиной балерины. "Плисецкая не умерла, потому что продолжает жить миф. Мир запомнит ее неповторимую манеру, артистизм, выражение лица - одновременно и строгое, и меланхоличное, лиричность и эмоциональное напряжение ее движений", - сказал Фуортес.

Он напомнил, что Плисецкая возглавляла балетную труппу Римского театра в 1980-х годах. "Она оставила большую память о себе, и наш театр стремится продолжать традиции балета, уважение к профессии, воплощением которых стала работа Плисецкой", - сказал директор.

Легенда российского и мирового балета не раз бывала в Италии на гастролях с Большим театром. 

"Настоящая революция"

Культурный мир Испании скорбит в связи с кончиной Майи Плисецкой. Балерина, получившая в 2005 году престижную испанскую премию Принца Астурийского, хорошо известна в королевстве. В 1987-1990 годах она возглавляла в Мадриде национальную труппу классического балета и внесла большой вклад в становление балетного искусства в стране.

Бывший многие годы представителем балерины Рикардо Куе вспоминает: "Майя испытывала к Испании очень теплые чувства. Она высоко ценила национальные традиции танца, однако не скрывала, что балету в стране уделяется недостаточно внимания". Работавшая под началом Плисецкой известная испанская балерина Аранча Аргуэльес высказала убеждение, что "работа Майи в Мадриде произвела настоящую революцию в испанском балете, которая оставила неизгладимый след в истории этого искусства".

Известный испанский танцовщик Хосе Карлос Мартинес, возглавляющий Национальную балетную компанию, которая является наследницей руководимого Майей Плисецкой в конце 1980-х годов балета Национального лирического театра Испании, назвал ее "богиней танца". Он отметил, что "русская балерина оставила глубокий след в истории нашей труппы, введя в ее репертуар многие классические балеты и вникая во все детали работы театра".

Бывший генеральный директор Национального института сценических искусств министерства культуры королевства, убедивший Плисецкую приехать на работу в Испанию, Хосе Мануэль Гарридо Гусман, сказал корр. ТАСС, что "Майя всегда была очень честной и порядочной, высказывала свои мысли четко и ясно, если что-то ей не нравилось, она говорила об этом прямо и открыто". "Плисецкая пригласила с собой в Мадрид группу русских балетных наставников, которые очень много сделали для возрождения в стране классического балета", - подчеркнул Гарридо.

"Она была дивой танца"

Как отметила министр культуры и коммуникации Франции Флёр Пельрен, творческий путь великой российской балерины ХХ века был тесно связан с французским миром искусства.

"О Франции она любила говорить, что там состоялся ее первый большой успех на международной сцене. Она была дивой танца, которая посвятила балету всю свою жизнь", - сказала министр.

Как напомнила Пельрен, во Франции российская балерина участвовала в постановках таких крупнейших хореографов, как Ролан Пети и Морис Бежар. "Она также была и сама хореографом и сотрудничала с французским дизайнером Пьером Карденом, который готовил костюмы для ее балетов", - указывается в заявлении министра.

Французским поклонникам Майя Плисецкая запомнилась по выступлениям на сценах Парижской оперы, Театра балета города Нанси, по участию в Биеннале танца в Лионе. За выдающийся вклад в мировое искусство во Франции балерина была удостоена звания кавалера ордена Искусств и словесности, а также кавалерской степени ордена Почетного легиона.

"Невероятной балериной" назвал Плисецкую известный французский меценат, один из основателей дома моды Yves Saint-Laurent Пьер Берже, который с 1988 по 1993 годы занимал должность руководителя парижской Оперы Бастилии. "Я глубоко опечален в связи с кончиной Майи Плисецкой, - сказал он. - Совсем недавно мы виделись с ней и ее супругом Родионом Щедриным на концерте Рено Капюсона (современный французский скрипач, - прим. ТАСС)".

"Борющийся лебедь"

Германские СМИ все воскресенье размещают на своих интернет-сайтах статьи, посвященные Майе Плисецкой.  

"Для нее работали величайшие хореографы, композиторы посвящали ей свои работы, - отмечает Stern. - Почти 50 лет Майя Плисецкая танцевала. Теперь российская прима-балерина ушла из жизни".

Frankfurter Rundschau в статье "Борющийся лебедь" утверждает, что Плисецкая была "великой балериной, получившей свои навыки в Советском Союзе, и на которую Советский Союз наложил отпечаток". "Благодаря своему железному телосложению и железой дисциплине она выступала на сцене почти пять десятилетий", - указывает издание.

Перечислив факты из непростой биографии Плисецкой и ее семьи, газета приводит цитату американской балерины и писательницы Дженнифер Хомманс: "Ее выступления - это борьба".  

"Легенда балета из России Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет", - пишет на своем сайте телеканал n-tv. "Ее талант был распознан рано, однако о ее карьере можно сказать, что она развивалась как угодно, но не прямолинейно", - говорится в тексте.

Fokus указывает, что "мировую славу российская прима-балерина завоевала при помощи своей экспрессии".

"Она безмолвно общалась со зрителями по всему миру"

Майя Плисецкая была "решительной, преданной искусству и ломала все устои", говорится в статье, опубликованной в электронной версии газеты Washington Post.

"Майя Плисецкая, одна из выдающихся балерин 20-го века, отождествлялась с балетом Большого театра своей родной России. Но, благодаря своему творческому пламени, харизматичной притягательности и естественной виртуозности она безмолвно общалась со зрителями по всему миру", - пишет издание.

Балет Прелюдии и фуги, 1968 год

"Плисецкая не отвернулась от своей родины. Она оставляла в недоумении и замешательстве своих поклонников по всему миру, которые не могли увязать ее артистизм с отказом присоединиться к своим звездным коллегам, оставшимся за границей. Рудольф Нуреев покинул (страну), за ним последовал Михаил Барышников. Но не она", - продолжает газета.

"Парадоксально, но отказ, возможно, был еще одним выражением ее независимости, желанием проложить свой собственный путь. Творческим домом для Плисецкой был Большой театр, в котором она училась и выросла до уровня мировой славы. Ценители балета восхищались эмоциональной глубиной и невыразимой тонкостью исполнения Плисецкой партий в балете", - подчеркивают авторы статьи.

Газета также приводит случай, когда в 1962 году президент Джон Кеннеди принимал в Белом доме труппу Большого театра. Его супруга, Жаклин, приветствовала Плисецкую словами: "Вы - Анна (Каренина)". А Роберт Кеннеди, младший брат главы государства и генеральный прокурор США, подарил балерине розы. Через несколько лет она выбрала произведение Льва Толстого для своего балетмейстерского дебюта и вышла на сцену в заглавной роли. До этого она исполнила роль княгини Бетси в фильме "Анна Каренина" 1967 года режиссера Александра Зархи.