15 апреля 2016, 05:27

Премьера редкой оперы Римского-Корсакова "Сервилия" пройдет в Москве

Считается, что "Сервилия" не принадлежит к числу удачных сочинений композитора

МОСКВА, 15 апреля. /Корр. ТАСС Виктория Иванова/. Премьера редкой оперы русского композитора Римского-Корсакова (1844-1908) "Сервилия" пройдет в Камерном музыкальном театре имени Покровского. Постановка приурочена к юбилею музыкального руководителя театра, народного артиста СССР Геннадия Рождественского, который 4 мая будет отмечать 85-летие.

Опера "Сервилия" - единственная опера Римского-Корсакова, которая до недавнего времени не существовала в записи.

Как рассказал ТАСС дирижер театра Дмитрий Крюков, Рождественский полностью записал "Сервилию". "Запись происходила на студии "Мосфильм" и длилась почти две недели без перерыва. Пока один состав вместе Геннадием Николаевичем писался, второй репетировал в театре", - пояснил Крюков.

Считается, что "Сервилия" не принадлежит к числу удачных сочинений Римского-Корсакова. По его же собственному признанию, премьера, состоявшаяся в 1902 году в Мариинском театре, была принята "с почетным успехом", и спустя 7 представлений ушла со сцены.

В центре сюжета - древнеримская история любви и веры. Специально к премьере зрительный зал театра полностью перестроили: вместо кресел - римский амфитеатр, вместо сцены - поднятая оркестровая яма, а действие происходит на площадке-арене. Все вокруг блестит от позолоты и меди, на стенах - крылатые фразы на латыни.

"Сервилия" глубже и сильнее "Парсифаля"

По словам художника-постановщика Виктора Герасименко, для подготовки зала требуется два дня. "Я не люблю просто создавать декорации, их здесь практически и нет. Для меня самое главное - среда, в которой будут существовать артисты. Приступая к этой задумке мне было важным показать "бронированный" Рим, сквозь стены которого предстоит взойти ростку веры", - сказал Герасименко.

Режиссер-постановщик спектакля Ольга Иванова отметила, что прежде всего ставила перед собой задачу внятно рассказать, что происходит. "Изучая партитуру, я получила огромное удовольствие: кажется, Римский-Корсаков видел все ее воплощение. Моя задача - вовлечь зрителя так, чтобы ему было все понятно. А для этого необходимо, чтобы нигде не было фальши. Здесь поднята глобальная тема - приход христианства в Древний Рим", - сказала Иванова.

Зрителей ожидает пять актов с двумя антрактами, это почти 3 часа чистой музыки, в которой привычный Римский- Корсаков узнается с трудом. Несмотря на большое количество описываемых событий, действие развивается медленно, что дает ценителям повод сравнивать "Сервилию" с "Парсифалем" немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813-1883).

"Мне же совершенно не кажется, что "Сервилия" похожа на "Парсифаль". На мой взгляд, она ничем не уступает другим операм Римского-Корсакова, единственное исключение - в ней нет ни одной популярной мелодии, никакой поверхностной красоты. Из-за этого она только глубже и сильнее", - уверен Крюков.

По оригинальному сюжету главная героиня оперы погибает. Однако, как призналась режиссер, она старается избежать смерти героев, если это возможно, поэтому в версии Камерного театра Сервилия будет жить.