Эксперты в области культуры поделились секретами продвижения брендов

Виктория Виатрис/ ТАСС
Профессор Высшей школы музыки в Париже Людмила Берлинская отметила, что очень важно занять свою нишу и что даже небольшой бренд может быть очень важным и популярным в своей области

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 ноября. /ТАСС/. Руководители музеев, студий, фестивалей и других учреждений и мероприятий в области культуры поделились на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме по теме "Бренды в культуре" своими секретами продвижения брендов. Во встрече приняли участие гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, заместитель директора Музея русской иконы Сергей Богатырев и другие эксперты, передает корреспондент ТАСС.

"Мы привыкли к тому, что сегодня слово "бренд" используется очень часто, и не всегда в положительном значении. Тем не менее мы понимаем, что сейчас музеи превращаются в настоящие культурные бренды и, чтобы должны этим активно пользоваться в маркетинге и коммуникациях", - отметила Трегулова.

Она добавила, что есть бренды, которые существуют столетия и которые знают все - например, Кремль, Третьяковская галерея, Эрмитаж. Но, как считает Трегулова, нельзя полагаться на те ассоциации, которые возникают у людей при упоминании того или иного бренда. Например, у многих Третьяковская галерея ассоциируется с картинками из школьного учебника или с походом в музей в раннем детстве, когда впечатление могло быть вовсе не положительным.

"А про прекрасную экспозицию на Крымском Валу большинство вовсе не знало. До 2012 года туда приходило 250 человек в день - и это в экспозиционном пространстве, площадь которого превышает 10 тысяч квадратных метров... Третьяковская галерея ассоциировалась с чем-то консервативным, традиционным", - добавила директор галереи.

Но потом, добавила она, все изменилось, классический бренд стал популярным. Первыми свидетельствами стали очереди на выставки Серова, Айвазовского, а также возросший интерес к галерее со стороны артистов, совместные с ними проекты и т. д. "Это не потребовало гигантских денежных инвестиций. Важен человеческий ресурс и правильно сформулированная стратегия развития музея", - сказала Трегулова.

Однако, несмотря на возросшую популярность, пока что галерее не удается значительно повысить поток иностранных посетителей - на данный момент он составляет около 12%. Трегулова добавила, что это одна из важнейших целей, стоящих сейчас перед Третьяковкой. Музей запускает блокчейн-проект My Tretyakov и продолжает активную выставочную программу за рубежом.

Скажи, кто твой читатель

Диана Арменто, директор по международным связям независимого итальянского издательства Voland Edicione, согласна с тем, что очень важно ставить перед собой четкую стратегию и необходимо понимать, для кого в конечном счете ты делаешь свой продукт.

"Продукт не знает читателя, читатель не всегда знает продукт. Мы всегда должны четко осознавать цель, к которой мы стремимся. Еще очень важно, чтобы бренд обладал сильной идентичностью", - отметила она.

Издательство Voland Edicione, специализирующееся на литературе славянских народов, в том числе русской, старается придерживаться этой установки и в подборе продукта, и в оформлении. В названии использовано имя того самого Воланда - персонажа "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова. Это отражается и в оформлении логотипа издательства, что хорошо привлекает внимание потенциальных читателей, говорит Арменто.

Популяризация русской иконописи

"Одна из задач нашего музея - это популяризация русской иконы как неотъемлемой части мирового художественного искусства, наряду со многими брендами и значимыми предметами, которые связаны с Россией. Если мы говорим об Италии, это такие великие имена как Микеланджело, Леонардо, Рафаэль. У нас же это прекрасные, но зачастую безымянные памятники древнерусского искусства, иконы", - сказал в ходе дискуссии заместитель директора Музея русской иконы Сергей Богатырев.

Он отметил, что, помимо русской иконы, в музее представлена большая коллекция эфиопского православного искусства. "Что является абсолютной диковинкой не только для России, но и для всей Европы", - сказал замдиректора музея.

Богатырев рассказал, что музей для продвижения бренда активно занимается выставочной деятельностью как в России, так и за рубежом, а также в рамках государственно-частного партнерства проводит совместные проекты с такими крупными музеями, как Третьяковская галерея. Кроме того, Музей русской иконы взаимодействует с региональными площадками, показывая произведения из их коллекций на выставках одного шедевра. Это способствует продвижению бренда и Музея русской иконы, и его партнеров.

"Я думаю, что Музей русской иконы как частный музей еще не обладает таким узнаваемым брендом. Надеюсь, что совместно с нашими многоуважаемыми музеями с многовековой историей мы также будем рассказывать о русской иконе как в России, так и за рубежом", - сказал Богатырев.

Занять свою нишу

Пианистка, профессор Высшей школы музыки в Париже, продюсер фестиваля Le Cle des Portes Людмила Берлинская отметила, что очень важно занять свою нишу и что даже небольшой бренд может быть очень важным и популярным в своей области.

"Наш фестиваль, в отличие от таких именитых, феноменальных русских музеев, о которых сегодня говорили, отличается тем, что он невероятно маленький, камерный, и начали мы практически с нуля. Но среди 1,5 тыс. фестивалей во Франции нам удалось занять одно из важных мест - мы видим, как к нам относится музыкальная критика, как нас поддерживает французское телевидение и, конечно, в первую очередь важно отношение публики", - пояснила Берлинская.

Она рассказала, что фестиваль - интернациональный, но генеральной линией остается франко-русская. "Так как мы с моим мужем, пианистом Артуром Анселем, сформировали франко-русский фортепианный дуэт, так и наш фестиваль сохраняет эту линию", - добавила продюсер фестиваля.

Берлинская сравнила Le Cle des Portes с частным музеем. "Он камерный, небольшой, но мы стараемся, чтобы каждое произведение было настоящим шедевром. Кроме того, мы подкрепляем наш фестиваль кинопоказами, мастер-классами для детей и другими мероприятиями", - сказала она.

О площадке IPQuorum.Culture

Дискуссионную площадку IPQuorum.Culture организовала ассоциация IPChain ("Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности"), которая выступает официальным партнером Деловой площадки ПМКФ.

На площадке проходит серия деловых мероприятий, посвященных наиболее актуальным вопросам развития национальной и глобальной сферы интеллектуальной собственности в контексте современной культуры, а также создания новых бизнес-моделей, предусматривающих взаимоинтеграцию культуры и технологий в цифровую экономику. Участниками IPQuorum.Culture станут признанные деятели культуры и искусства со всего мира, ведущие представители бизнес-сообщества, некоммерческих общественных организаций, российских и иностранных ведомств, курирующих сферу культуры и оборота интеллектуальной собственности.