Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

На сцену Большого театра вернулась опера "Царская невеста" Римского-Корсакова

22 февраля 2014, 4:06 UTC+3 МОСКВА Ольга Свистунова, Валерия Бабушкина

Постановку седьмой версии спектакля осуществила израильский режиссер Юлия Певзнер

Поделиться
Материал из 1 страницы
© ИТАР-ТАСС/Владимир Астапкович

МОСКВА, 22 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова, Валерия Бабушкина/. На Историческую сцену Большого театра в субботу возвращается самая популярная опера Римского-Корсакова "Царская невеста". В том, что прием будет очень теплым, можно не сомневаться. Уже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую пятницу, по реакции целиком заполненного зрительного зала стало ясно: спектакль будет иметь успех.

Овациями встретила публика выдающегося маэстро, Народного артиста СССР Геннадия Рождественского, который в тот вечер встал за дирижерский пульт. Это он фактически спас спектакль, оказавшийся под угрозой срыва.

Форс-мажор случился 2 декабря прошлого года, когда экс-музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский неожиданно подал заявление об уходе и с 3 декабря был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. В числе творческих планов, которые должен был осуществить Синайский, значилась, в частности, опера "Царская невеста". Ее решено было восстановить на основной сцене ГАБТа в уникальных декорациях Федора Федоровского, признанных "золотым фондом" Большого театра. Проект надо было спасать, и генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в срочном порядке бросился искать дирижера для этого спектакля. И очень быстро нашел маститого Геннадия Рождественского, которого публика на генеральном прогоне по праву приветствовала как героя.

Зрителям представилась возможность по достоинству оценить декорации выдающегося театрального художника Федора Федоровского. Его эскизы к спектаклю, датируемые 1955 годом, стали основой для обновленной, уже седьмой по счету версии "Царской невесты" в Большом театре. Нынешнюю постановку осуществила израильский режиссер Юлия Певзнер.

"Это замечательная опера, которая очень трогательно рассказывает о судьбе молодой женщины, ставшей жертвой своего окружения, - сказала режиссер на пресс-брифинге, предварившем генеральный прогон. - Надеюсь, что мы все со слезами на глазах будем сочувствовать главным героям, поддавшимся пагубным страстям, которые ведут их к неизбежной смерти".

Римский-Корсаков написал "Царскую невесту" в 1898 году, использовав в качестве либретто одноименную драму Льва Мея, сюжет которой основан на реальных событиях. В 1571 году купеческая дочь Марфа Собакина на смотринах была избрана в невесты царя Ивана Грозного, а спустя 15 дней неожиданно скончалась. Молва приписала раннюю и скоропостижную смерть действию яда. В "Царской невесте" вокруг этой трагедии разворачиваются дополнительные интриги: честная Марфа собирается замуж за любимого, меж тем как о ней мечтает опричник Грязной, которого, в свою очередь, ревнует страстно влюбленная в него Любаша, готовая ради своего чувства на все.

Премьера "Царской невесты" состоялась 22 октября 1899 года в Частной опере Мамонтова и сразу же завоевала признание публики.

Совершенно особое место опера заняла в репертуаре Большого театра. Впервые выйдя на его сцену со значительным опозданием - лишь в 1916 году, "Царская невеста" уже не расставалась с ним надолго: на смену старой постановке довольно быстро приходила новая.

Всего же в Большом театре она выдержала шесть постановок, которые в разные годы осуществили Петр Оленин, Владимир Нардов, Виктор Раппопорт, Борис Покровский, Юрий Петров и Олег Моралев.

По словам Юлии Певзнер, она попыталась внести свои акценты и даже добавила в постановку два новых эпизода. Один из них зритель увидит уже в увертюре, во время которой открывается занавес, и в туманной дымке появляется Марфа, парящая над сценой на качелях. "Эти качели, как поэтический образ, проходят через весь спектакль. Марфа ведь очень юна, и даже ее музыкальные характеристики все время взлетают вверх", - пояснила режиссер. В то же время эта сцена подразумевает сон Григория Грязного о своей возлюбленной. Другое нововведение ждет публику во вступлении к третьей картине, куда добавилась сцена царских смотрин.

В целом же визуальный облик спектакля будет узнаваем. "Мы сохранили основные пропорции и цветовое решение декораций Федора Федоровского. Однако картинка стала рельефной и объемной, - рассказала сценограф Альона Пикалова. - К сожалению, мы не можем механически перенести под современное освещение те декорации, которые были рассчитаны на совершенно другой свет. Мы позволили себе отредактировать их в соответствии с записями самого художника".

Зритель увидит старинную русскую горницу, где в красном углу мерцает лампадка, а на полу лежит шкура медведя, сможет полюбоваться роскошным царским теремом со стрельчатыми арками, расписанными причудливыми узорами, а также "побывает" на древней улице в Александровской слободе. Особого внимания заслуживают костюмы артистов, которые выходят на сцену в бархатных кафтанах, расшитых золотом сарафанах и сияющих кокошниках.

Традиционно в этой опере задействованы лучшие певцы. К примеру, в партии Марфы в разные годы блистали Антонина Нежданова, Елена Степанова, Глафира Жуковская, Елизавета Шумская, Наталия Шпиллер, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко. В партии Любаши были заняты Надежда Обухова, Мария Максакова, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская. Для нынешней постановки подготовлено несколько составов. Среди исполнителей в афише значатся как молодые артисты Большого театра, так и известные солисты. Среди них - Владимир Маторин, Ольга Кульчинская, Александр Касьянов, Агунда Кулаева, Ирина Боженко, Марат Гали, Александр Краснов, Светлана Шилова, Николай Казанский, Александр Науменко и другие.

Генеральный прогон завершился аплодисментами и криками "Браво!" каждому солисту, выходившему на поклоны. Особых оваций удостоился Геннадий Рождественский. "Аура музыкального волшебства Геннадия Николаевича вдохновляет всех артистов, поэтому мы надеемся на успешную премьеру и ждем всех в гости", - отметил новый музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.

Серия премьерных показов "Царской невесты" продлится 23 и 25 февраля.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама