ЛОНДОН, 2 февраля. /Корр. ТАСС Роман Подервянский/. Вторая неделя публичного расследования "дела Александра Литвиненко" в британской столице началась в понедельник с дачи показаний его вдовой. Открытые слушания в рамках разбирательства, начавшегося по существу в новом формате 27 января, как ожидается, продлятся в здании Высокого суда до конца марта.
Выступая на процессе, Марина Литвиненко утверждала, что ее покойный муж "спас жизнь" беглому российскому предпринимателю Борису Березовскому, заблокировав попытку его ареста и допроса правоохранительными органами РФ во время расследования убийства в 1995 году телеведущего Владислава Листьева, являвшегося генеральным директором телеканала ОРТ.
"После того случая Березовский много раз говорил, что Литвиненко спас ему жизнь, и был ему очень благодарен", - настаивала она. Вдова также отметила, что ее супруг "очень гордился тем, что был британцем". Незадолго до своей смерти он получил британское подданство.
Согласно графику, во вторник выступит сын Марины Анатолий, а затем свидетель Брент Хайятт "с показаниями об интервью, которые Литвиненко давал, находясь в лондонской больнице".
Позиция России
В сентябре стало известно, что представители России отказались участвовать в так называемом публичном расследовании по "делу Литвиненко". В Следственном комитете России (СКР) отметили, что СКР не будет принимать участие в новом этапе расследования, поскольку часть заседания будет закрытой и поэтому не публичной.
Как заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, очевидно, что британское правительство не допустит открытого состязательного процесса с участием российского следствия.
С декабря 2012 года СК принимал полноценное участие в процессе, добровольно оказывая содействие британскому коронеру, назначенному для расследования данного дела. СК РФ делился материалами собственного расследования с британской полицией и специальными службами, рассчитывая на участие в расследовании в Лондоне вплоть до его завершения.
31 июля 2014 года правительство Великобритании объявило о своем решении начать теперь публичное расследование по факту смерти.