13 мая 2015, 11:09
Кризис на Украине

ДНР И ЛНР предложили свои поправки в конституцию Украины и законопроект о местных выборах

Подсчет голосов на выборах главы ДНР . Архив ТАСС/ Станислав Григорьев/ 
Подсчет голосов на выборах главы ДНР

Согласно этим инициативам, в Донецкой и Луганской областях предусматривается создание "отдельных районов с особым статусом", которые признаются неотъемлемой составной частью Украины

МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Провозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) в исполнение минских соглашений предложили свои поправки в конституцию Украины и законопроект о местных выборах в Донбассе. Соответствующие документы размещены на сайтах Донецкого агентства новостей и Луганского информационного центра.

Поправки в конституцию, в частности, предусматривают создание в Донецкой и Луганской областях "отдельных районов с особым статусом", которые признаются неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных конституцией, самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению. При этом государство обеспечивает финансовую самостоятельность данных районов, им предоставляется также право создавать собственные органы охраны общественного порядка - народную милицию.

Отдельным районам, согласно поправкам, предоставляется возможность проведения местных референдумов и выборов местных органов власти. Кроме того, они могут самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим эти районам. На данных территориях должно быть обеспечено право на использования "русского и иных национальных языков", а также возможность заключения договоров с иностранными государствами "по вопросам, связанным с деятельностью этих районов".

При этом суды и органы прокуратуры должны входить в единую систему правосудия Украины. Но особенности назначения судей и деятельности судов в этих районах, как указывается в документе, определяются отдельным законом Украины. Кроме того, правительство Украины должно заключать соглашения с этими районами по экономическому, социальном и культурному развитию, а также по разграничению полномочий, способствовать развитию "трансграничного сотрудничества в этих районах".

Также, согласно документу, на данных территориях не действует право президента принимать решения об отставке председателя местной государственной власти, даже если недоверие ему высказали две трети депутатов от состава областного или районного совета.

Статья об административно-территориальном устройстве Украины дополнена новыми административным объединениями -  "отдельными районами с особым статусом Донецкой и Луганской областей". Особенности осуществления местного самоуправления в этих районах также определяются отдельным законом Украины.

Кроме того, предложено установить в конституцию норму, согласно которой закон Украины "об особом порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" действует без временных ограничений. Также Верховная рада в течение трех месяцев должна исключить из данного закона соответствующие временные ограничения.

Нынешние предложения предусматривает также внесение поправки в конституцию о том, что "Украина не входит в военные блоки и союзы, сохраняет нейтралитет, воздерживается от участия в военных действиях за пределами своей территории", или принятие закона о внеблоковом статусе страны.

В свою очередь Закон о выборах "определяет основные принципы, порядок и особенности организации и проведения выборов депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских и районных руководителей, которые должны состояться на этих  территориях".

В этой связи в законе полностью перечислены все населенные пункты Донецкой и Луганской областей, в которых должны состояться внеочередные местные выборы. Эти выборы "должны пройти в течение двух месяцев со дня вступления в силу" самого закона. При этом право быть избранными получают только те лица, которые проживают на соответствующей территории последние десять лет.

Соответственно очередные выборы, согласно конституции Украины, могут проводиться на этих территориях начиная с 2020 года.

Настоящий закон, по мнению ДНР и ЛНР, должен вступить в силу только после полного выполнения политической части минских соглашений, которые предусматривают принятие решений "о прекращении антитеррористической операции на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, снятии экономической блокады указанных районов, недопущении уголовного преследования и освобождении от уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

"Единственно возможная модель воссоздания единого политического пространства"

"В преддверии запланированного заседания конституционной комиссии Украины 13 мая 2015 года, мы еще раз в письменной форме направили свои законодательные предложения. В случае если Украина внесет данные поправки в свою конституцию, то и Донецкая и Луганская народные республики внесут соответствующие изменения в свои конституции", - констатировал полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин.

В свою очередь полпред ЛНР Владислав Дейнего отметил, что синхронизация и гармонизация конституционной реформы Украины, ДНР и ЛНР является единственно возможной моделью воссоздания единого политического пространства и выполнения минских соглашений. 

Ситуация на Украине. Хроника событий. 13 мая