17 июля 2015, 10:18
Кризис на Украине

Эксперт: "Минск-2" обязывает Киев внести в конституцию юридические гарантии его выполнения

Станислав Красильников/ ТАСС/ Архив

По его мнению, Порошенко будет выдавать свои несогласованные с республиками действия и изменения в конституцию за выполнение "Минска-2" и требовать от ДНР и ЛНР отдать под его контроль границу с РФ

МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Минские соглашения четко и недвусмысленно обязывают Киев внести в конституцию страны юридические гарантии существования в составе Украины отдельных районов Донецкой и Луганской областей с особым статусом управления.

Об этом заявил Директор центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. "Но именно этого и пытается избежать президент Петр Порошенко, внося в одностороннем порядке изменения в основной закон", - подчеркнул он в беседе с корр.ТАСС.

В феврале этого года стороны конфликта - Украина, Донецкая и Луганская республики при посредничестве ОБСЕ и России, подписали в Минске так называемый комплекс мер из 13 пунктов. В них четко прописано все то, что необходимо Украине и властям двух республик предпринять до конца года для урегулирования конфликта, напомнил Чеснаков.

Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Полный текст

Декларация в поддержку процесса украинского урегулирования. Полный текст

Что должно быть учтено в новой конституции Украины

В части конституционной реформы был согласован специальный  пункт под номером 11, в котором прописано следующее: “Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года”.

То есть, во-первых, новая конституция Украины в рамках децентрализации должна учитывать особенности отдельных районов Донецкой и Луганской областей. "Именно конституция, а не какие-то дополнения к ней, переходные положения и законы о поправках", - уточнил он.

Во-вторых, эти формулировки должны быть согласованы с представителями двух территорий.

В-третьих, необходимо постоянное, а не временное законодательство об особом статусе Донецка и Луганска.

В-четвертых, должны быть учтены примечания к комплексу мер, в которых перечислены гарантии для жителей двух республик, что они не будут уничтожены киевской властью после принятия новой конституции, законы - об амнистии, статусе языка, собственных правоохранительных органов, особых отношениях с пограничными регионами России и т.д.

"Однако, киевские власти проигнорировали все эти положения минских соглашений. Они не стали ничего учитывать и согласовывать, а в одностороннем порядке приступили к изменению конституции", - подчеркнул эксперт.

"Изменения в основной закон производит Верховная рада, не имеющая в своем составе представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Выборы и президента Украины и в Верховную Раду на этих территориях не проводились. Пункт о согласовании это не прихоть и не попытка унизить Украину, вмешательством в ее внутренние дела, как пытается представить Порошенко, а вполне демократическое требования – учесть мнение граждан, проживающих на территориях, исключенных из нынешнего конституционного поля Украины де-факто", - отметил Чеснаков. 

Таким образом, нарушения минских договоренностей были на всех этапах – и подготовки поправок и внесении их в Верховную раду. 

Подготовка поправок в конституцию

Говоря о подготовке поправок эксперт отметил, что официально их готовила специальная конституционная комиссия, хотя на самом деле их писали в администрации Порошенко.

Власти Украины не допустили представителей республик Донбасса к обсуждению поправок в рамках этой комиссии и игнорировали их предложения. Республики, не получив приглашения для работы в комиссии, специально подготовили и направили в Киев, в ОБСЕ и презентовали журналистами свои предложения по поравкам в конституцию. 

По мнению эксперта, после того, как стало понятно, что несогласованные ни с кем поправки в конституцию вызовут скандал и претензии к Украине за невыполнение минских соглашений, Киев решил направить их на заключение в специальную Венецианскую Комиссию – европейский консультативный орган по конституционному праву. Причем отправил не итоговые, а рабочие поправки. Несмотря на то, что Венецианская комиссия подвергла критике часть представленных поправок, киевские чиновники поспешили заявить, что она их все одобрила. 

"Нужно уточнить, даже Венецианская комиссия зафиксировала отсутствие в тексте положений, касающихся Донецкой и Луганской территорий, и констатировала, что "проект поправок не обеспечивает конституционную основу для предложений, направленных на урегулирование нынешнего конфликта в Украине", то есть выполнение минских соглашений", - заметил Чеснаков.

Внесение поправок в конституцию

На этом этапе в администрации Порошенко  происходит очередная доработка поправок. Вновь не учитывается мнение республик Донбасса. Вновь игнорируется минский комплекс мер. В Раду должны быть внесены два документа – собственно поправки в конституцию и закон об их принятии (каждый из которых имеет переходные положения). И Порошенко решил сжульничать. Вместо упоминания статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей в тексте поправок в конституцию, в переходных положениях закона о внесении поправок было упомянуто лишь о принятии закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. С точки зрения юридических гарантий существования этих районов и выполнения минских договоренностей это – абсолютный ноль. И это не устроило республики, поскольку никак не гарантирует неизменность статуса особых районов и долговременность такого их нахождения в составе Украины.

В результате, поправки в конституцию оставляют за Порошенко возможность в любой момент изменить статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, поскольку предусмотрено, что президент Украины наделяется полномочиями по роспуску местных советов
Алексей Чеснаков

"Обман очевиден"

Рассмотрение вопроса о поправках в Раде было очередным политическим спектаклем, отметил Чеснаков.

По регламенту для того, чтобы приступить к первому чтению необходимо заключение Конституционного Суда.

Очевидно, что решение это не будет затрагивать исполнение минских соглашений. Так что по итогам процесса подготовки и внесения поправок в конституцию, Киев не выполнил п. 11 минского комплекса мер. Это признал и сам президент Порошенко, заявляя, что “проект изменений в конституцию не предусматривает и не может предусматривать никакого, как сегодня написали некоторые СМИ особого статуса Донбасса"
Алексей Чеснаков

Теперь, по его мнению, Порошенко будет выдавать свои несогласованные с республиками действия и изменения в конституцию за выполнение "Минска-2" и требовать от ДНР и ЛНР отдать под его контроль границу с Россией.

"Республики, конечно, на это не пойдут, поскольку обман очевиден, - указал он. - Урегулирование затянется по срокам и выйдет за пределы 2015 года. При этом принципы "Минска-2" останутся незыблемыми. Ими не будут поступаться ни Германия, ни Франция, ни Россия".

Подтверждением такого сценария, считает Директор центра политической конъюнктуры, могут служить недавние слова председателя Европарламента Мартина Шульца, рекомендовавшего сторонам сохранить на следующий год "соответствующий формат решения конфликта в случае, если он не разрешится до конца срока действия соглашения "Минск-2", которое заканчивается в нынешнем году".