Ядерная сделка с Ираном направлена в Конгресс США, мяч на его стороне

Администрация Барака Обамы в воскресенье направила в Конгресс США соглашение по ядерной программе Ирана, заключенное на переговорах в Вене. Решение американских законодателей предопределит дальнейшую судьбу этой сделки, на подготовку которой у пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии ушло почти два года.

Документ, согласованный международной "шестеркой" с Исламской Республикой, представляет собой 109-страничный Совместный всеобъемлющий план действий /СВПД/ с пятью приложениями на 47 страницах. Как сообщил руководитель пресс-службы госдепартамента Джон Кирби, на Капитолийский холм направлены также "несекретный доклад о проверке СВПД и секретное приложение к докладу, подготовленное разведывательным сообществом".

В соответствии с законом, чтобы досконально изучить весь пакет документов, Конгрессу отводится 60 дней. Отсчет времени начинается сегодня, и через пару месяцев законодателям предстоит либо одобрить, либо отвергнуть ядерную сделку. Голосование по резолюции, в которой будет выражено отношение к этой договоренности, состоится в обеих палатах.

Соглашение с Ираном не подписывалось и поэтому не требует ратификации американским Сенатом. Конгресс не в силах аннулировать СВПД, но способен сделать так, что выполнение этого плана станет невозможным. Дело в том, что договоренность с ИРИ предусматривает постепенное снятие американских санкций, многие из которых были введены не президентскими указами, а по решению законодателей. И отменить их тоже может лишь Конгресс. Если они сохранятся, то США не выполняют свои обязательства по соглашению.

"Если Конгресс убьет эту сделку, то не будет инспекций иранских ядерных объектов, не будет санкций против Ирана и не будет новых переговоров", - заявил в воскресном интервью телекомпании Си-эн-эн госсекретарь США Джон Керри. По его мнению, Тегеран просто откажется от дальнейших контактов с международной "шестеркой", а многие страны, в том числе американские союзники, перестанут соблюдать эмбарго на торговлю иранской нефтью.

Таким образом, восстановится статус-кво с угрозой разработки в Иране ядерного оружия и более чем сомнительной перспективой решать эту проблему военным путем. Администрацию Обамы такой вариант развития событий явно не устраивает. И дело здесь не только в том, что соглашение с Ираном было приоритетом ее внешней политики и в случае реализации станет важнейшей частью политического наследия 44-го президента США.

Рассказывая о пресс-конференции Обамы, состоявшейся в Белом доме на следующий день после завершения венских переговоров, газета "Вашингтон пост" отмечала, что президент "не пытался переубедить наиболее активных противников соглашения, действия которых, по его словам, лишены логики и нереалистичны". "Он обращался к американскому населению, которое обеспокоено иранской ядерной угрозой, но в то же время устало от продолжающейся уже 14 лет войны в Ираке и Афганистане", - подчеркивало издание.

Общественное мнение, безусловно, будет важно для Обамы, когда Конгресс начнет обсуждать иранскую сделку. И все же глава администрации не отказывается от заочного спора с оппонентами, напоминая, что никто из них, включая премьер- министра Израиля Биньямина Нетаньяху и республиканскую оппозицию, "не предложил ничего лучше". "Я советую им всем внимательно почитать соглашение, прежде чем критиковать его, и если они по-прежнему будут убеждены, что это плохая сделка, то пусть объяснят свою точку зрения и предложат что- нибудь получше", - заявил Обама.

Он заверил, что готов работать с законодателями, чтобы убедить их в необходимости поддержать договоренность с Ираном, и "ожидает серьезных дебатов". В то же время хозяин Белого дома предупредил, что не позволит торпедировать соглашение и в случае необходимости воспользуется правом вето. Чтобы преодолеть его, обеим палатам Конгресса потребуется две трети голосов. Удастся ли набрать их, пока не известно. Республиканцы, имеющие большинство в Сенате и Палате представителей, заранее выступали против договоренности с Ираном и теперь лишь подтвердили свою позицию. Реакция демократов была в основном сдержанной, но в целом позитивной. Законодатели из партии Обамы приветствовали достижение соглашения, но заявили, что его еще необходимо внимательно изучить.

Борьба за их голоса развернулась под сводами Капитолия сразу же после окончания переговоров в венском отеле "Кобург". На прошлой неделе в течение двух дней подряд в Конгресс ездил вице-президент Джозеф Байден, встречавшийся за закрытыми дверями с фракцией демократов. Однако почти одновременно с ним в кулуарах Сената и Палаты представителей был замечен посол Израиля в Вашингтоне, а влиятельная лоббистская организация "Американо-израильский комитет по общественным отношениям" развернула на местном телевидении многомиллионную рекламную кампанию против сделки с Ираном. В поддержку договоренности - тоже с привлечением миллионов долларов - выступают другие еврейские организации в США, придерживающиеся умеренных взглядов.

Американские независимые эксперты считают, что Конгрессу действительно отводится важная роль в выполнении соглашения с Исламской Республикой, и призывают его тщательно изучить СВПД. Многие из них, отмечая очевидные плюсы этого документа, указывают и на его существенные недостатки. Например, бывший специальный помощник президента США по ближневосточному урегулированию Деннис Росс обращает внимание, что ограничения на количество центрифуг для обогащения урана в Натанзе и Фордо будут действовать, соответственно, лишь 10 и 15 лет, а порядок доступа международных инспекторов на "подозрительные объекты" в ИРИ далек от совершенства.

"Когда Конгресс будет изучать условия сделки с Ираном, администрации придется давать пояснения относительно всех этих слабых мест", - считает экс-дипломат, работающий сейчас в столичном Институте Ближнего Востока. Но и противники соглашения, по его мнению, должны будут сказать, "что произойдет, если весь мир поддержит договоренность, Иран подтвердит готовность выполнять ее, а Конгресс заблокирует сделку". "Совместный всеобъемлющий план действий ставит и перед администрацией, и перед ее критиками ряд сложных вопросов. Конгресс может сейчас сыграть важную роль, требуя и анализируя ответы на них", - убежден бывший президентский помощник.

Ожидается, что отвечать на эти вопросы на слушаниях в Конгрессе предстоит Джону Керри и участникам его команды переговорщиков, в том числе министру энергетики Эрнесту Монису и заместителю госсекретаря по политическим делам Уэнди Шерман. Завершить рассмотрение соглашения с Ираном Сенат и Палата представителей должны будут ко второй половине сентября. А учитывая, что в августе американские законодатели по традиции отправятся на каникулы, времени у них остается совсем не много.