23 ноября 2015, 09:58

"Начинается настоящая мировая война против ИГ": СМИ о визитах Олланда в Вашингтон и Москву

Франсуа Олланд. AP Photo/ Michel Euler, Pool
Франсуа Олланд

"Под воздействием шока от последних терактов Франция, США и Россия активизируют нанесение воздушных ударов в Сирии, хотя каждая из этих стран осознает, что этого недостаточно", - пишет Le Figaro

По данным пресс-службы Кремля, президент РФ Владимир Путин примет французского лидера Франсуа Олланда в Москве 26 ноября для координации действий в борьбе с терроризмом. Как сообщил Елисейский дворец, Олланд также проведет переговоры с президентом Бараком Обамой 24 ноября в Вашингтоне. 

Что о предстоящих визитах пишут мировые СМИ - в материале ТАСС.

Франция

"Париж подал пример, преодолев свои предрассудки в отношении РФ и режима Асада"

"Альянс с Путиным против "Исламского государства" (группировка запрещена в РФ, ИГ) обретает форму", - пишет Liberation.

"Большая международная коалиция, за формирование которой выступает Франсуа Олланд, постепенно становится реальностью, - пишет газета. - Французский президент совершит во вторник визит в Вашингтон, затем в четверг - в Москву с тем, чтобы встретиться с коллегами - лидерами этих государств. Но уже сейчас эти страны начали осуществлять интенсивное военное сотрудничество". "Вопрос об обеспечении политического переходного периода и судьбе Асада остается главным, хотя позиции сторон и сближаются, - продолжает издание. - Вашингтон более не делает его уход предварительным условием для урегулирования. Париж также согласился с этим прагматическим шагом. Однако обе столицы продолжают настаивать на том, что будущее Сирии не может быть связано с Башаром Асадом".

"Французский президент призвал к созданию "широкой и единственной коалиции" для борьбы против ИГ, - пишет эта же газета в другой статье. -  Однако попытки достижения этой цели в течение уже нескольких месяцев наталкиваются на противоречивые интересы держав и региональных игроков, прежде всего в отношении Сирии. Даже если такие трагедии, как последние теракты в Париже или 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и способны снять целый ряд преград в результате мобилизации этих стран вслед за терактами, Франция теперь начала дипломатические инициативы, удачное завершение которых отнюдь не гарантировано. Несмотря на то, что позиции США и Франции весьма близки, Парижу придется убеждать Вашингтон в том, что ему следует наращивать мощь военной кампании, которую Барак Обама вел до сих пор с определенной сдержанностью".

Президент Олланд намерен провести переговоры с президентом США Обамой и российским президентом Путиным, пишет Le Monde, отмечая, что "более не идет речи о том, что Башар Асад является главным препятствием для организации эффективной борьбы против исламистского движения и главной причиной царящего в Сирии хаоса".

"Начинается настоящая мировая война против ИГ, - подчеркивает Le Figaro. - Под воздействием шока от последних терактов Франция, США и Россия активизируют нанесение воздушных ударов в Сирии, хотя каждая из этих стран осознает, что этого недостаточно. Начинающийся период выводит Франсуа Олланда на лидирующие позиции в перспективе формирования единой коалиции с новым планом сражения. Олланду предстоят встречи с Дэвидом Кэмероном, Бараком Обамой, Ангелой Меркель и Владимиром Путиным. Этот военный совет, который будет продолжаться неделю, должен позволить цивилизованному миру преодолеть существующие разногласия и недоверие ради общей цели - уничтожения сборища варваров, заставляющих страдать народы Ближнего Востока и пытающихся терроризировать западные страны. Париж уже подал пример, преодолев свои предрассудки в отношении России и режима Асада. Для этого оказалось достаточно определить подлинного врага. Остается убедить в этом США и европейских союзников Франции".

"Обама ужесточает тон в высказываниях против ИГ, но сохраняет спокойствие", - пишет эта же газета. "На фоне используемой воинственной риторики Барак Обама тем не менее пытается призвать мир сохранять спокойствие, тогда как тема ответа на парижские теракты обсуждается с эмоциями и даже с истерией. Так, Обама призвал страны мира "не поддаваться панике", подтвердив, что приедет в Париж на конференцию по климату. Белый дом отнюдь не намерен бросаться сломя голову в широкомасштабную военную операцию, не определив предварительно четкой политической стратегии в отношении будущего Сирии. Пентагон уже подготовил варианты интервенции, среди которых даже сценарий с наземными действиями, но пока держит их в резерве, так как военные обеспокоены тем, что их могут вновь ввергнуть в конфликт, из которого не будет определенного выхода".

"С начала войны французская дипломатия допустила три ошибки в оценке событий в Сирии, - отмечает Figaro. - Прежде всего, это был ошибочный прогноз относительно близкого и быстрого падения Асада. Эту ошибочную позицию с Францией разделили и США. Второй, как указывают специалисты по стратегии, стала опора на умеренных повстанцев, хотя их влияние на местности было сведено на нет ИГ и "Джебхат ан-Нусра" (запрещенная в РФ группировка). Третьей стала политика "ни ИГ, ни Асада", хотя расклад сил на местности уже изменился в результате как продвижения сил ИГ в Сирии в 2014 году, так и увеличения иранской помощи Дамаску, а также в результате российского военного вмешательства, которое временно спасло сирийский режим, а также сделало Россию незаменимым действующим лицом в сирийском вопросе".

"Теракты в Париже вынудили Франсуа Олланда совершить впечатляющий вираж в политике Франции в отношении Сирии, - подчеркивает Le Point. Этот поворот временно оставляет в стороне вопрос о Башаре Асаде и направляет все силы страны на уничтожение ИГ. Это оказалось настолько впечатляющей сменой курса, что российский президент Владимир Путин отдал приказ ВМФ РФ сотрудничать с французскими ВМС. Причем это произошло всего два месяца спустя после того, как дело "Мистралей" было расценено Москвой как афронт. Но у реальной политики свои императивы, которые подчас плохо сочетаются с соображениями морального толка. Тем не менее именно эти изменения в российской и французской политике, к которым Олланд в ближайшие дни попытается склонить и Обаму, могут позволить разблокировать ситуацию в Сирии и позволить, наконец, по-настоящему атаковать ИГ. Вместе с Асадом или без него. Стороны явно предпочитают сохранять неопределенность относительно этого крайне важного вопроса, чтобы не раздражать Иран".

США

"Сирийский кризис упрочил позиции РФ"

Радиостанции NPR: "На фоне терактов в Париже президент Франции Франсуа Олланд поднял тему создания большой коалиции с участием США, Франции и России с целью противостояния террористической группировке "Исламское государство".

Ради этой цели Олланд займется челночной дипломатией. Он встретится с Обамой во вторник, а затем с Владимиром Путиным в Москве позже на этой неделе. Обаму спросили о перспективах сотрудничества с Россией, которая до этого момента придерживалась в Сирии своей повестки, заключавшейся в поддержке сирийского лидера Башара Асада. Обама сказал, что приоритеты России могут меняться, но мы пока точно не знаем.

Агентство Bloomberg высказывает мнение, что президент США Барак Обама не торопится безоговорочно соглашаться с идеей президента Франции Франсуа Олланда сформировать с Россией большую коалицию против террористической группировки ИГ. "Президент Обама заявил, что Россия должна принять стратегическое решение по Сирии. И следующие несколько недель должны показать, прекратит ли президент Владимир Путин поддерживать сирийский режим Башара Асада ради вступления в масштабную кампанию против ИГ. Олланд воспользовался общемировым негодованием по поводу сбитого российского самолета и терактов в Париже с целью попытаться организовать более решительную глобальную кампанию борьбы с экстремистами. США согласились активизировать обмен разведывательными данными с Францией после терактов в Париже, однако умерили ожидания того, что они теперь готовы объединить силы с Россией в небе над Сирией".

The Wall Street Journal: "Теракты в Париже, взрыв бомбы на борту российского самолета открыли путь к союзу Москвы и Запада. Но пока еще непонятно, последует ли что-то конкретное за этим шагом навстречу. Многие западные политики считают, что невозможно дальше игнорировать присоединение Крыма и поддержку украинских сепаратистов… По Сирии также сохраняются дипломатические разногласия между Россией, которая считает Асада лучшим фактором сдерживания хаоса в регионе, и Западом, который обвиняет в нынешней ситуации президента Сирии… Европейские дипломаты и аналитики считают, что обеим сторонам необходимо будет пойти на компромиссы и уступки".

The Wall Street Journal также пишет: "Сирийский кризис упрочил позиции России. Европейцы в целом разделяют дискомфорт Вашингтона по поводу поддержки Москвой Асада и бомбардировок умеренных сирийских повстанцев, - говорится в опубликованном на страницах газеты материале сотрудника вашингтонского Института Брукингса Роберта Кагана. - Однако после терактов в Париже любой партнер в борьбе с ИГ кажется стоящим того, чтобы включить его в список. Во Франции бывший президент Николя Саркози давно отстаивает Россию, однако теперь его призывы к партнерству с Москвой эхом повторяет президент Франсуа Олланд, добивающийся формирования большой коалиции с Россией в борьбе с ИГ... И куда в этом во всем встраиваются США? Европейцы знают об этом не больше, чем союзники на Ближнем Востоке. Большинству европейцев продолжает нравиться Обама. После Джорджа Буша и войны в Ираке они получили такого американского президента, которого хотели. Но в нынешнем кризисе более сдержанная и крайне осторожная Америка способна предложить меньше, чем старая супердержава с ее высокомерием и воинственностью". Каган поддержал мнение экс-главы МИД ФРГ Йошки Фишера, который недавно упрекнул Вашингтон в "нежелании и неспособности играть прежнюю роль лидера".

В другой статье The Wall Street Journal обращает внимание на сложность задачи, которую поставил перед собой президент Олланд. "Французский лидер попытается убедить президента США присоединиться к коалиции с российским президентом Владимиром Путиным. Обама очертил два условия сотрудничества с Россией в Сирии - сохранение Москвой конструктивной роли в политическом урегулировании и сдвиг в военной стратегии в сторону нанесения ударов с воздуха только по целям ИГ, а не по всем оппонентам президента Башара Асада... Через день после обеда в Париже с канцлером Германии Ангелой Меркель Олланд нанесет визит Путину. Официальные лица в Москве стремятся за счет предложений президента Франции упрочить позиции с целью покончить с международной изоляцией России".

Экс-министр обороны США Чак Хейгел, отвечая на вопросы телекомпании CNN, поддержал идею президента Олланда, однако оговорился, что речь идет не об альянсе с РФ, а о временном пакте, заключенном на основе совпадения интересов в разгроме ИГ. "Я считаю, что Россия должна быть частью этого. И Иран нужно подключить. Это не альянс. Это называется "воспользоваться общностью интересов", - сказал бывший министр. "В Сирии (руководству Соединенных Штатов) нужно определиться с приоритетами. Что важнее, скинуть Асада или победить ИГ?" - задался вопросом Хейгел. Он полагает, что в данном случае второе важнее. "Да, Асад - это плохой парень. Но таких плохих парней в мире множество. Я думаю, что ни у кого нет сомнений, что реальную угрозу для нас представляет прежде всего ИГ", - отметил экс-министр.

Великобритания

"Москва и Вашингтон пересматривают свои приоритетные цели в Сирии"

Financial Times (FT): "Франсуа Олланд в ходе своего визита в Белый дом во вторник попытается убедить Барака Обаму усилить военную кампанию против ИГ. Французский президент ведет дипломатическое наступление после нападения террористов на Париж. Олланд планирует "в срочном порядке" в течение недели провести консультации по формированию "большой коалиции" против боевиков-исламистов. Убийство террористами 130 человек неделю назад в центре французской столицы распространило сигнал тревоги по всей Европе".

Как отмечает издание, "переговоры французского лидера с президентом США пройдут после единогласного принятия резолюции ООН в минувшие выходные, которая призывает все правительства стран мира "принять все необходимые меры в борьбе с ИГ". "Данная резолюция рассматривается Парижем в качестве законного основания для увеличения интенсивности авиаударов по позициям боевиков террористической исламистской группировки", - добавляет FT.

Западные дипломаты после нескольких лет неудачных усилий все более полны надежды на достижение политической сделки относительно будущего Сирии. Основой для их оптимистических прогнозов стали признаки появления сотрудничества с Россией, а также предположение того, что военное вмешательство Москвы в Сирию зашло в тупик
Financial Times

"Москва и Вашингтон пересматривают свои приоритетные цели в Сирии после кровавых терактов в Париже и взрыва на борту российского самолета. Дипломаты в Европе и Вашингтоне были удивлены прогрессу, которого им удалось достичь с Москвой за последние дни по вопросу политического урегулирования конфликта в Сирии и будущего президента Башара Асада", - сообщает газета.