13 декабря 2015, 21:08

Премьеры стран Балтии обсудят вопросы безопасности, энергетики и транспорта

Как сообщила пресс-служба литовского премьер-министра, в ходе встречи состоится символическое включение соединений электросетей Литвы с Польшей "ЛитПол Линк" и Швецией "НордБалт"

ВИЛЬНЮС, 14 декабря. /Корр. ТАСС Владимир Иванов/. Вопросы региональной безопасности, в том числе ситуацию на Украине, а также реализацию совместных проектов в сфере энергетики и транспорта обсудят здесь на заседании Совета министров стран Балтии на уровне глав правительств премьеры Литвы, Латвии и Эстонии Альгирдас Буткявичюс, Лаймдота Страуюма и Таави Рыйвас. Как сообщила пресс-служба литовского премьер-министра, в ходе встречи состоится символическое включение соединений электросетей Литвы с Польшей "ЛитПол Линк" ("LitPol Link") и Швецией "НордБалт" ("NordBalt").

Энергетические символы и их цена

Включение этих смычек, позволяющих электрическим сетям Литвы подключиться через Польшу и Швецию к энергосистеме Западной Европы и Скандинавии, стало предлогом для встречи, но является символическим актом, поскольку состоится в так называемом Дворце правителей - отстроенном в наши дни по старинным гравюрам музейном комплексе. В нем также примет участие вице-премьер Польши Матеуш Моравецкий.

Запуск "ЛитПол Линк" и "НордБалт" не только предоставляет Литве возможность при желании избавиться от зависимости от поставок электроэнергии из России в рамках единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), но и выйти данной из системы.

С другой стороны, отключение Литвы от БРЭЛЛ может привести Россию к необходимости дополнительно затратить, в том числе на обеспечение стабильного электроснабжения Калининградской области, 2,5 млрд евро. Согласно договору, подобные издержки должны покрывать вышедшие из БРЭЛЛ страны. Транзит в Калининград идет через Литву, не касаясь Латвии и Эстонии. Как поделить возможные затраты - остро стоящий для Вильнюса вопрос. По мнению Буткявичюса, переговоры по нему должны идти в более широком формате между Евросоюзом с одной стороны, и Россией с Белоруссией - с другой. Еще одним аспектом проблемы является синхронизация электроэнергетических систем стран Балтии с континентальной Европой.

"ЛитПол Линк" - 163 км линий электропередачи от литовского города Алитус до Элка в Польше - обошелся более чем в 370 млн евро, "НордБалт" - более 450 км до суше и дну Балтики от Клайпеды до Нюбру - в 550 млн евро.

Литва также построила в Клайпедском государственном морском порту на Балтике терминал сжиженного природного газа, мощности которого оказались в условиях сокращения потребности в газовом сырье чрезмерными. В Вильнюсе хотели бы, чтобы им, участвуя в закупках, пользовались соседи. Создание единого регионального электроэнергетического и газового рынка является одним из приоритетов нынешнего литовского правительства.

Колея есть, но без поездов

Крупным инфраструктурным совместным для стран Балтии проектом в сфере транспорта является прокладка трансъевропейской магистрали с колеей европейской ширины "Рэйл Балтика" ("Rail Baltica"). Открытие скоростного движения по железнодорожной магистрали, которая соединит столицы стран Балтии с Варшавой и обеспечит дальнейший выход через польскую столицу на Запад, намечено на 2024 год. Литва уже проложила ее участок в 123 км от Каунаса до границы с Польшей.

Стоимость реализации международного проекта в целом оценивается в €3,68 млрд. Планируется, что большую часть финансирования (до 85%) выделит Еврокомиссия. Эксперты, однако, учитывая колоссальные объемы работ, дату его окончания относят по меньшей мере к 2026 году.

Так, например, движения поездов на построенном Литвой участке пока нет. По оценкам предприятия "Летувос гележинкеляй" ("Железные дороги Литвы"), пассажирское сообщение между Каунасом и польским Белостоком "могло бы начаться в ближайшее время". С грузовыми перевозками - проблема. Для ее решения Польша, по словам литовских представителей, должна как можно быстрее выполнить свое "домашнее задание" - модернизировать участок дороги (от границы с Литвой до Белостока - 129 км) с железнодорожным полотном малой нагрузки и разрешенной скоростью движения всего 30 км/ч.

Оборона: где совместно, где порознь

В сфере безопасности премьеры особое внимание намерены уделить ее гражданской составляющей - совместным мерам по решению проблем, вызванных с миграционным кризисом, координированному ответу на угрозы кибернетической, информационной, энергетической безопасности и опасности терроризма. Практически по каждой из заявленных в повестке дня проблем в трех странах учреждены структуры, аккредитованные в НАТО как организационные подразделения альянса. В Литве действует центр энергетической безопасности, в Латвии - центр стратегических коммуникаций, в Эстонии - центр кибернетической безопасности.

Сотрудничество стран Балтии в оборонной сфере активно развивается по линии проведения совместных учений, паритетному финансированию Литвой, Латвией и Эстонией миссии НАТО по охране их воздушного пространства.

Однако не заладилось с идеей совместных военных закупок, что могло бы помочь экономии средств. Так, Вильнюс на прошлой неделе заявил, что начинает переговоры с Германией о приобретении партии бронетранспортеров (БТР) Boxer ("Боксер"). Предварительная цена крупнейшей в истории Литвы сделки в сфере обороны - €400 млн. Ранее страны Балтии подумывали о таких совместных приобретениях, однако идея сэкономить за счет оформления коллективных военных контрактов оказалось не столь эффективной, как ожидалось. В качестве примера указывалось, что Эстонии, где много болот и лесов, больше подходят гусеничные машины, Литве, где больше полей, - колесные.