21 марта 2016, 18:44
Кризис на Украине

Военная прокуратура Украины не знает, где адвокат Грабовский, но считает его живым

Алексей Павлишак/ ТАСС
Подозреваемый в причастности к исчезновению адвоката арестован и дает показания

КИЕВ, 21 марта. /ТАСС/. Исчезновение на прошлой неделе на Украине адвоката Юрия Грабовского, защищавшего в суде интересы задержанного в Донбассе россиянина Александра Александрова, в последние дни обрастает все новыми подробностями, которые не только не разъясняют, а еще более запутывают картину произошедшего.

Так, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что Грабовский за пределы Украины не выезжал, что он, скорее всего, жив, а задержанный следствием подозреваемый - именно тот, кто снял деньги с карточки адвоката и создавал от его имени посты в социальной сети.

Исчезновение Грабовского

Юрий Грабовский 9 марта не явился на заседание суда, а впоследствии на его странице в соцсети появилась запись от его имени о том, что он из соображений безопасности вынужден выехать из страны.

При этом геолокация показала, что запись была якобы сделана из Египта. Коллеги защитника выяснили, что 5 марта адвокат был в Одессе, на следующий день вернулся в свой киевский офис, после чего его никто не видел. Правоохранительные органы в первые же дни после исчезновения завели уголовные дела по статье "умышленное убийство".

Адвокат другого проходящего по тому же делу россиянина Оксана Соколовская сразу же выразила уверенность, что исчезновение коллеги связано именно с процессом по этому делу, и сообщила, что вместе с Грабовским из сейфа в киевском рабочем кабинете исчезли и подготовленные защитой материалы по делу граждан РФ.

Главная военная прокуратура: Грабовский Украину не покидал

Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что Грабовский не покидал Украину и "все документы, которые давали бы ему право легально пересечь границу страны, на месте". "Мы верим, что защитник Грабовский жив", - сказал прокурор.

Матиос рассказал также, что на прошлой неделе был задержан подозреваемый в причастности к исчезновению Грабовского, который в настоящее время арестован и уже дает признательные показания.

Именно этот человек, по версии следствия, снял с карточки Грабовского деньги и с его телефоном выезжал в Египет, где на его странице в соцсети загружал фотографии и делал соответствующие посты, "создавая тем самым видимость пребывания адвоката за границей". У задержанного обнаружены поддельные документы, в том числе удостоверение сотрудника спецслужб Украины, сказал прокурор.

"География контактов этого человека и стиль поведения дают нам возможность говорить о заранее спланированной операции, в рамках которой защитник Грабовский выехал в Одессу в добровольном порядке, где и исчез", - сказал Матиос.

Вместе с тем, по его словам, прокуратура пока не установила "людей, которые насильственным способом доставляли Грабовского в Киев". Они прибыли в Одессу заранее из разных областей Украины, а в настоящее время выехали за пределы страны, утверждает прокурор.

При этом Матиос обвинил Соколовскую и ее помощника в отказе содействовать следствию. По утверждению прокурора, помощник Соколовской был последним, кто видел Грабовского, однако не является в прокуратуру, "ссылаясь на невозможность прибытия".

Соколовская сомневается

Между тем Оксана Соколовская сомневается, что задержанный подозреваемый в похищении Юрия Грабовского действительно имеет отношение к инциденту.

"Кто-то дает какие-то признательные показания. Зная методы работы ГВП (Главная военная прокуратура Украины), не мудрено получение признаний у задержанного в совершении любых преступлений, в том числе убийстве Кеннеди",- написала она в Facebook

Аргументируя свое мнение, защитница напомнила, что по- прежнему остается неизвестным, где находится ее пропавший коллега. "Задержали подозреваемого? Юрия Грабовского как не было, так и нет, местонахождение адвоката не известно", - констатировала Соколовская.

Ранее адвокат сама неоднократно заявляла об угрозах в свой адрес и давлении со стороны органов власти.

Так, в конце февраля в Шевченковский районный суд Киева было подано ходатайство о ее аресте. Как заявила тогда сама Соколовская, это было сделано с целью отстранить ее от процесса по делу россиян. "Мне было вручено ходатайство об избрании меры пресечения в виде содержания по стражей 25 февраля. Я глубоко убеждена, что существуют прямая связь между арестом и моей деятельностью по защите Ерофеева. Это подтвердил сам главный военный прокурор Украины, ему известны все подробности дела и собранные защитой Ерофеева доказательства", - сказала она в эфире "112" канала.

Как поясняла Соколовская, в отношении нее сфабриковано уголовное дело по обстоятельствам, которые были еще в 2014 году. "Мне инкриминируется нанесение тяжких телесных повреждений человеку, который всю жизнь отбывал наказание за совершение корыстных преступлений. А в дальнейшем, для избежания уголовной ответственности от наказания по совершению преступления в отношении меня (воровство денежных средств), решил подать заявление, чтобы привлечь меня к уголовной ответственности по сфабрикованному производству", - уточнила адвокат, отметив, что заявление против нее было подано после того, как она начала представлять интересы россиянина в суде.

Суд не заслушал медэксперта

Наблюдатели обращают внимание на тот факт, что адвокат Александрова исчез именно в тот день, когда суд должен был заслушать судмедэксперта, который проводил экспертизу причин гибели украинского бойца Вадима Пугачева. По утверждению стороны обвинения, Пугачев погиб в ходе боевого столкновения, во время которого были задержаны россияне.

Именно Грабовский ранее заявлял, что "выводы эксперта не соответствуют описательной части экспертизы" и подготовил доказательную базу.

Дело против россиян

Россияне Александр Александров и Евгений Ерофеев были задержаны украинскими военнослужащими 16 мая 2015 года в районе поселка Счастье Луганской области. Их обвиняют в незаконном пересечении границы, незаконном ношении оружия и участии в террористической организации. Россиянам грозит пожизненное заключение.

Сами Александров и Ерофеев не признают себя виновными ни по одной из статей обвинения. Их адвокаты заявляют, что подзащитных следует считать военнопленными, так как на момент задержания они являлись служащими народной милиции провозглашенной Луганской народной республики, и организовывать судебный процесс в соответствии с Женевской конвенцией.