КИЕВ, 17 августа. /ТАСС/. Украинская газотранспортная система из-за недальновидной политики властей в очень скором времени может потерять доходы, которые приносил транзит газа. К такому выводу приходит автор публикации "Ни транзита, ни инвестиций: Украина остается за энергетическим бортом?" на сайте "112 Украина", анализируя последние события на мировом энергетическом рынке.
"Последние события четко обрисовывают намерения сильных мира сего осуществить распределение энергетического рынка Европы и окончательно похоронить оптимистичные прогнозы украинцев о привлекательности наших транзитных возможностей, - пишет Павел Горин. - Теперь Украине не стоит кичиться своим выгодным географическим положением и пытаться заманить инвесторов мощным логистическим потенциалом. Нашими трубами в долгосрочной перспективе вряд ли воспользуются поставщики энергоресурсов, о чем прямо свидетельствуют действия мировых игроков".
Обосновывая свои выводы, автор напоминает, прежде всего, о состоявшемся в августе решении Москвы и Анкары реанимировать проект строительства "Турецкого потока", который сможет обеспечить газом не только турецких потребителей, но также Балканы и Восточную Европу.
Кроме того, он вспоминает и о проекте "Северный поток-2". Он цитирует спецпредставителя США по международным энергетическим вопросам Амоса Хохштейна, заявившего на прошлой неделе, что "Украину вскоре ожидает экономический коллапс" в результате проекта "Северный поток-2", завершение которого намечено на 2019 год.
Недавно, отмечается в публикации, на газовый рынок вышел еще один игрок - возможности сбыта голубого топлива принялся искать Иран. Однако иранцы оставили "вне поля зрения транзитные возможности Украины". Окончательно россияне закрепили свои позиции в этом государстве Персидского залива после трехстороннего саммита президентов России, Ирана и Азербайджана, который состоялся в Баку 8 августа и главным итогом которого стало создание нового газового картеля, отмечает издание.
Энергетический пат
Комментируя активные предложения Вашингтона отказаться в этой ситуации от российского топлива и перейти на поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США, автор публикации иронизирует: "Радует то, что без голубого топлива мы все же не останемся. Но что делать с газотранспортной системой, использование которой приносило украинской экономике ежегодный доход в $2 млрд?"
"Таким образом, учитывая последние мировые события, Украина на энергетической шахматной доске оказалась в патовой ситуации, - делает вывод автор. - Что делать, никто не знает. Да еще и, судя по поступкам наших власть имущих, мы играем не в шахматы, а в "чапаева".
Пропускная способность украинской ГТС составляет 110 млрд кубометров. Согласно данным экспертов, порог окупаемости украинской ГТС составляет порядка 60 млрд кубометров, а с точки зрения технического обеспечения минимальный транзит не должен опускаться ниже 40 млрд кубометров. В 2015 году транзит российского газа составлял 67 млрд кубометров. Как заявлял в июне этого года глава "Газпрома" Алексей Миллер, после 2020 года транзит российского газа в ЕС через Украину может составить не более 15 млрд кубометров.