ВАШИНГТОН, 31 декабря. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Правительство США так и не представило доказательств причастности России к хакерским атакам на американские политические институты в ходе нынешней избирательной кампании. Такое мнение выразили в опубликованных в пятницу в интернете откликах на совместный доклад Федерального бюро расследований (ФБР) и Министерства национальной безопасности (МНБ) США американские эксперты Джеффри Карр и Роберт Ли. Первый занимает пост руководителя компании Taia Global, специализирующейся на обеспечении информационной безопасности, а второй возглавляет фирму Dragos, которая занимается такого же рода деятельностью. Оба специалиста являются авторами ряда популярных в США книг, посвященных проблемам обеспечения безопасности в киберпространстве.
Карр и Ли проанализировали обнародованный в четверг 13-страничный отчет ФБР и МНБ США, который был посвящен приписываемым Вашингтоном России кибератакам на компьютерные системы американских политических организаций, прежде всего Национального комитета Демократической партии (НКДП), и отдельных лиц. Москва категорически отвергает выводы уходящей администрации США, в соответствии с которыми ответственность за эти несанкционированные вторжения в компьютерные сети несут хакеры, связанные с властями России.
Внутриполитическая операция
"Если бы у Белого дома имелись несекретные улики, связывающие должностных лиц в российском правительстве с атакой на НКДП, то он бы уже к настоящему времени обнародовал эти сведения. Тот факт, что этого не произошло, означает либо то, что данных улик не существует, либо то, что они засекречены", - пишет Карр. По его мнению, если такие данные действительно засекречены, то их "следует изучить независимой комиссии, поскольку все сваливание вины на правительство России все больше и больше выглядит как внутриполитическая операция Белого дома, который в значительной степени опирался на сомнительные разведывательные сведения, сгенерированные коммерческой фирмой, занимающейся вопросами кибербезопасности и кровно заинтересованной" в продаже своих услуг, призванных помочь клиентам устанавливать личности виновников кибератак. С точки зрения Карра, доклад ФБР и МНБ "ничего не добавляет к призыву предоставить свидетельства того, что российское правительство несло ответственность за хакерскую атаку на НКДП" и другие политические структуры в США.
Схожим образом высказывается и Ли. Этот специалист характеризует исследование ФБР и МНБ как "плохо составленное" и "связывающее воедино разные аспекты установления личности (виновника) без (предъявления) доказательств".
В политизированной атмосфере
Между тем, как подчеркнул журнал Rolling Stone в опубликованном в пятницу в своей электронной версии комментарии, доклад ФБР и МНБ не дает "много информации" насчет того, как правительство США пришло к тому, чтобы определить, что "эти хакерские атаки направлялись российскими властями" или "были предприняты, дабы повлиять на ход выборов, особенно помочь избранию Дональда Трампа". "Проблема с нынешней историей", как и с заявлениями Вашингтона несколько лет назад о наличии у режима Саддама Хусейна оружия массового уничтожения, заключается в том, что обе эти ситуации разворачивались в "сильно политизированной обстановке", при которой "под подозрение попадают мотивы всех заинтересованных действующих лиц", убежден автор материала Мэтт Тайбби. Он в 1990-х годах вместе с Марком Эймсом издавал в Москве англоязычную газету Exile.
На взгляд Тайбби, "проблему усугубляет" то, что на заключительном этапе избирательной кампании в США, а также после ноябрьских выборов "мы видим эпидемию фактологически неряшливых публикаций о России, которые явно являются политически мотивированными". Как полагает Тайбби, происходящее сейчас может представлять собой как следствие кибератак, действительно осуществленных Россией, так и "циничной" кампании, развязанной Демпартией США, "которая кажется страстно желающей отвлечь внимание от собственных провалов на выборах".
Демократ Барак Обама находится в Белом доме с 2009 года. Республиканец Дональд Трамп, ставший победителем президентских выборов в США, меняет его 20 января.