Мюнхенская конференция — 2017: Запад, Россия и Ближний Восток

Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр
В воскресенье в мюнхенском отеле Bayerischer Hof завершилась очередная ежегодная конференция по вопросам безопасности. Многие участники отмечали, что эта встреча с точки зрения трансатлантических отношений оказалась самой напряженной за всю историю. Подробнее о последнем дне конференции и об ее итогах — в материале ТАСС.
Сирия и Иран
Воскресный день организаторы конференции в Мюнхене посвятили проблемам Ближнего Востока: кризису в Сирии и иранской ядерной проблеме. Россию в этот день представлял Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам.
Косачев сосредоточился в своем выступлении на причинах, по которым Россия заинтересована в сохранении целостности и суверенитета Сирии.
"Полагаю, что есть две основные причины, по которым Россия задействована в Сирии. Первая — это Ирак, а вторая — Ливия", — заявил сенатор, добавив, что бойцы, вступающие в террористические организации на Ближнем Востоке из России, хотят вернуться обратно, что является серьезной угрозой национальной безопасности.
Читайте также
Московская конференция по международной безопасности. Досье

В этот же день глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что обеспечить полное прекращение огня в Сирии необходимо с помощью России, Ирана и других стран региона.
"Сейчас нашей главной задачей является прекращение огня в Сирии. С Россией, Ираном, другими странами мы добились результатов на этом направлении, и нам надо вместе работать для урегулирования кризиса", — сказал Чавушоглу.
При этом спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура отметил, что позиция нового руководства США по сирийскому вопросу еще неизвестна. А координатор кампании США против группировки ИГ ("Исламское государство", запрещена в РФ) Бретт Макгурк заявил, что, несмотря на большой потенциал, администрация США не видит возможности для тесной кооперации с Россией в Сирии.
Гораздо более полярными были заявления представителей Израиля, Ирана и США о роли Тегерана на Ближнем Востоке.
Так, еще в самом начале дня министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна не собирается производить ядерное оружие. Тем не менее, глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр сказал, что надеется на то, что "Иран изменит свое поведение, станет приемлемым членом международного сообщества, конструктивным партнером на Ближнем Востоке".
Читайте также
"Нормандская четверка" и терроризм: основные темы второго дня конференции в Мюнхене

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман при этом заявил, что ядерные амбиции Ирана угрожают всему региону.
"На Ближнем Востоке мы сталкиваемся с тремя вызовами: Иран, Иран и Иран. Первый вызов — это иранские ядерные амбиции, программа по развитию баллистических ракет, а также контрабанда весьма современного оружия в любой проблематичный район Ближнего Востока, не важно, идет ли речь о Йемене, Ливане или Сирии", — сказал Либерман.
А сенатор Конгресса США от Республиканской партии Линдси Грэм заявил, что его однопартийцы выступают за введение дополнительных санкций против исламской республики.
Выводы Ишингера
Примечательно, что в заключительной речи Мюнхенской конференции ее руководитель Вольфганг Ишингер не затронул ни одну из главных тем воскресенья, обратившись к проблемам, широко обсуждавшимся в первые два дня. В частности, Ишингер отметил позитивные изменения по одному из ключевых аспектов безопасности европейского континента — взаимоотношениям России и НАТО. Не смог обойти стороной бывший посол ФРГ в США проблему финансирования оборонных бюджетов стран — членов НАТО.
Читайте также
Трансатлантика, Россия и Китай: ключевые темы первого дня Мюнхенской конференции

Руководитель конференции напомнил о речи министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в которой российский дипломат "достаточно позитивно, что, наверное, удивило некоторых" высказался о роли Совета Россия — НАТО (СРН). Ишингер также напомнил о заявлении канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что СРН можно использовать как площадку для обсуждения информационной безопасности и киберугроз. На основе этих двух заявлений бывший дипломат призвал к созыву СРН и повторному "запуску механизмов" взаимодействия.
Вторым выводом и одновременно призывом Ишингера стало обращение к речи президента Германии Йоахима Гаука, зачитанной на конференции в субботу. В своем обращении Гаук выступает за возможный переход от обязательств стран НАТО по увеличению расходов на оборону до 2% от ВВП к 3%. Однако, по мнению президента ФРГ, эти 3% должны включать в себя не только "оборонку", но и гуманитарные и политические расходы.
Пожелав участникам конференции безопасного возвращения домой, Ишингер также напомнил, что очередная, 54-я по счету Мюнхенская конференция начнется в середине февраля 2018 года.
Александр Мосесов



